Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Страница 2

Распределение показателей I и II серии опытов по трем видам корректур представлены на гистограммах (рис.7, 8,9).

Показатели гистограмм служат, на наш взгляд, подтверждением процесса переключения внимания о двух моментах прохождения процесса переключения внимания: завершения создания модели на основе усвоения инструкции (I) и реализация модели в действии.

Рисунок 7

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с "буквенной" корректурой

Рисунок 8

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с "буквенной" корректурой

Рисунок 9

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с “фигурной" корректурой

Как видно из гистограммы (8 и 9), первая минута I и II серии опытов с "цифровой" и "фигурной" корректурами характеризуется меньшим по сравнению со второй минутой объемом выполненной работы и большим количеством допущенных ошибок. Очевидно, на этом этапе происходит момент переключения, т.е. идет процесс окончательного формирования модели в действии путем анализа и сопоставления исходной информации с моделью.

Вторая минута I и II серии характеризуется качественными изменениями процесса внимания: идет активный процесс выполнения условий инструкции. В результате наблюдается тенденция к увеличению числа просматриваемых знаков и уменьшению числа допущенных ошибок.

Поскольку от качественности модели зависит последующая деятельность испытуемых, и, более того, она предопределяет и эффективность школьного обучения, представляется важным остановиться на отдельных ее характерных особенностей становления в процессе проведения с глухими школьниками опытов.

Во-первых, уже на этапе формирования модели, связанной с переключением внимания, наблюдается активный анализ предложенных условий инструкции, а именно: сопоставление и торможение предшествующей модели, с выделением и перекодированием ее ключевых моментов. Как мы уже отмечали выше, усвоение инструкций и создание на ее основе в I-ой серии опытов модели сопровождается у глухих учащихся дактилированием, проговариванием, имитацией предстоящих действий с объектами внимания (подчеркнуть, вычеркнуть, обвести). Процесс усвоения инструкции относительно выполнения заданий, связанных с опытами на переключение внимания также сопровождается подобными действиями: дактилированием, проговариванием и т.п. Однако, наибольшие трудности глухие учащиеся испытывали при соотнесении объекта внимания (например, цифры 3, 8,5) и того действия, которое нужно было с ним совершить (подчеркнуть, вычеркнуть и обвести). Процесс создания модели сопровождался в этой серии опытов постоянной корректировкой совершаемых самими испытуемыми действий"

Во-вторых, реализация модели, осуществляемой посредством переключения внимания на новый вид деятельности, характеризуется рядом особенностей, обусловленных как степеныо сложности предшествующего задания, так и его тормозящим влиянием на выполнение нового задания.

В "цифровых" и "фигурных" корректурах менялись объекты внимания, тогда как способы действия сохранялись прежними. Это дает основание предполагать, что в опытах с "буквенной" корректурой происходило слияние новой модели, способов действия с ним и с моделью I серии. Индивидуальный анализ результатов деятельности глухих третьеклассников показал, что в опытах, именно на первой минуте работы с "цифровой" и "фигурной" корректурами, наблюдаются ошибки, исправления, которые содержат отчетливые следы влияния условий предшествующей деятельности. Внешне это проявлялось следующим образом. Некоторые учащиеся после успешного усвоения инструкции для выполнения экспериментов с переключением внимания испытывали заметные трудности в самом моменте переключения. Эти учащиеся жаловались на то, что они забыли полностью или частично инструкцию и не в состоянии ее вспомнить и выполнить. Другие испытуемые как будто бы не испытывали особых трудностей в момент переключения внимания, а no-существу начинали выполнять задание, предназначенное для I серии опытов. Кроме того, наблюдались случаи, когда испытуемые совмещали выполнение условий I и II серии опытов. При этом у некоторых из них после первого этапа работы (просматривание строк теста) наблюдались исправления допущенных ошибок.

В опытах с "буквенной" корректурой особенно отчетливо было видно, как тормозящее влияние предыдущей серии отражается на процессе, научения. На первом этапе переключения внимания не все школьники оказывались в состоянии производить адекватную селекцию указанных им сигналов. Некоторые испытуемые продолжали механически выполнять условия I серии опытов, хотя, видимо, подразумевали правильное выполнение нового задания. В результате первые минуты опытов дали по сравнению со вторыми минутами большее количество просмотренных знаков, но и большее количество допущенных ошибок. Этап научения проявлялся в умении "увидеть" необходимые объекты и правильно их отметить. Это приводило, в конечном счете, к определенному уменьшению числа просмотренных знаков и, вместе с тем, к уменьшению числа допущенных ошибок.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Содержание, методы и организационные формы российского образования на Дальнем Востоке
Понятие «содержание образования» включает в себя двуединый смысл. С одной стороны, это программируемый и отраженный в различных источниках информации (учебных планах, программах, учебниках, учебных и наглядных пособиях, в опыте людей и в реальной действительности) учебный материал, который надлежит ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru