Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Страница 2

Распределение показателей I и II серии опытов по трем видам корректур представлены на гистограммах (рис.7, 8,9).

Показатели гистограмм служат, на наш взгляд, подтверждением процесса переключения внимания о двух моментах прохождения процесса переключения внимания: завершения создания модели на основе усвоения инструкции (I) и реализация модели в действии.

Рисунок 7

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с "буквенной" корректурой

Рисунок 8

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с "буквенной" корректурой

Рисунок 9

Гистограмма распределения показателей устойчивости и переключения внимания в опытах с “фигурной" корректурой

Как видно из гистограммы (8 и 9), первая минута I и II серии опытов с "цифровой" и "фигурной" корректурами характеризуется меньшим по сравнению со второй минутой объемом выполненной работы и большим количеством допущенных ошибок. Очевидно, на этом этапе происходит момент переключения, т.е. идет процесс окончательного формирования модели в действии путем анализа и сопоставления исходной информации с моделью.

Вторая минута I и II серии характеризуется качественными изменениями процесса внимания: идет активный процесс выполнения условий инструкции. В результате наблюдается тенденция к увеличению числа просматриваемых знаков и уменьшению числа допущенных ошибок.

Поскольку от качественности модели зависит последующая деятельность испытуемых, и, более того, она предопределяет и эффективность школьного обучения, представляется важным остановиться на отдельных ее характерных особенностей становления в процессе проведения с глухими школьниками опытов.

Во-первых, уже на этапе формирования модели, связанной с переключением внимания, наблюдается активный анализ предложенных условий инструкции, а именно: сопоставление и торможение предшествующей модели, с выделением и перекодированием ее ключевых моментов. Как мы уже отмечали выше, усвоение инструкций и создание на ее основе в I-ой серии опытов модели сопровождается у глухих учащихся дактилированием, проговариванием, имитацией предстоящих действий с объектами внимания (подчеркнуть, вычеркнуть, обвести). Процесс усвоения инструкции относительно выполнения заданий, связанных с опытами на переключение внимания также сопровождается подобными действиями: дактилированием, проговариванием и т.п. Однако, наибольшие трудности глухие учащиеся испытывали при соотнесении объекта внимания (например, цифры 3, 8,5) и того действия, которое нужно было с ним совершить (подчеркнуть, вычеркнуть и обвести). Процесс создания модели сопровождался в этой серии опытов постоянной корректировкой совершаемых самими испытуемыми действий"

Во-вторых, реализация модели, осуществляемой посредством переключения внимания на новый вид деятельности, характеризуется рядом особенностей, обусловленных как степеныо сложности предшествующего задания, так и его тормозящим влиянием на выполнение нового задания.

В "цифровых" и "фигурных" корректурах менялись объекты внимания, тогда как способы действия сохранялись прежними. Это дает основание предполагать, что в опытах с "буквенной" корректурой происходило слияние новой модели, способов действия с ним и с моделью I серии. Индивидуальный анализ результатов деятельности глухих третьеклассников показал, что в опытах, именно на первой минуте работы с "цифровой" и "фигурной" корректурами, наблюдаются ошибки, исправления, которые содержат отчетливые следы влияния условий предшествующей деятельности. Внешне это проявлялось следующим образом. Некоторые учащиеся после успешного усвоения инструкции для выполнения экспериментов с переключением внимания испытывали заметные трудности в самом моменте переключения. Эти учащиеся жаловались на то, что они забыли полностью или частично инструкцию и не в состоянии ее вспомнить и выполнить. Другие испытуемые как будто бы не испытывали особых трудностей в момент переключения внимания, а no-существу начинали выполнять задание, предназначенное для I серии опытов. Кроме того, наблюдались случаи, когда испытуемые совмещали выполнение условий I и II серии опытов. При этом у некоторых из них после первого этапа работы (просматривание строк теста) наблюдались исправления допущенных ошибок.

В опытах с "буквенной" корректурой особенно отчетливо было видно, как тормозящее влияние предыдущей серии отражается на процессе, научения. На первом этапе переключения внимания не все школьники оказывались в состоянии производить адекватную селекцию указанных им сигналов. Некоторые испытуемые продолжали механически выполнять условия I серии опытов, хотя, видимо, подразумевали правильное выполнение нового задания. В результате первые минуты опытов дали по сравнению со вторыми минутами большее количество просмотренных знаков, но и большее количество допущенных ошибок. Этап научения проявлялся в умении "увидеть" необходимые объекты и правильно их отметить. Это приводило, в конечном счете, к определенному уменьшению числа просмотренных знаков и, вместе с тем, к уменьшению числа допущенных ошибок.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Учитель словесности в литературе xx века
Учитель словесности. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после». В. Распутин Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя з ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Отношения между братьями и сестрами
Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой ст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru