Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Страница 1

В целях выявления особенностей процесса переключения внимания у глухих школьников был произведен анализ результатов опытов по числу просмотренных знаков и по показателям "качества".

В таблицах 12, 13, 14 приводятся данные анализа корректур по числу допущенных ошибок в пересчете на 200 просмотренных знаков и по показателям "качества". Приведенный материал свидетельствует, что в каждой группе у глухих и слышащих учащихся переключение внимания характеризуется разным уровнем развития. Вместе с тем, анализ полученных результатов исследования показал наличие общей тенденции в распределении ошибок в опытах с переключением внимания. Установление, что с годами обучения при увеличении числа просмотренных знаков одновременно наблюдается уменьшение числа допущенных ошибок. Количество ошибок у глухих испытуемых к концу младшего школьного возраста сокращается в среднем в опытах с "цифровой" корректурой на 1,1 ошибки, в "буквенной" - на 0,5 ошибки и лишь в "фигурной" корректуре количество ошибок увеличивается - на 3,4. У слышащих испытуемых этот показатель уменьшается в "цифровой" корректуре на 3,3 ошибок, в "буквенной" - на 0,9 ошибок и в "фигурной" - на 1,2.

При этом, как уже отмечалось выше, процесс переключения внимания приводит к снижению по сравнению с I-ой серией опытов объема переработанной информации и увеличению числа допущенных ошибок, как у глухих, так и у слышащих испытуемых. Количество ошибок во II серии опытов у глухих школьников в "буквенной" корректуре увеличивается в 1 классе на 4,5 ошибки, во 2 классе на 5,7 ошибки, в 3 классе - на 6,5. В "цифровой" корректуре соответственно на б,7; 7,0; 7,0. В "фигурной" корректуре на 1,7; 4,4; 3,9.

У слышащих учащихся различия в результатах I и II серий распределялись следующим образом: в "буквенной" корректуре в 1 классе количество ошибок увеличивается на 5,4; во 2 классе - на 6,3; в 3 классе - на 6,2. В "цифровой" корректуре соответственно на 6,1; 5,6; 3,2. В "фигурной" - на 3,0; 3,8; 3,6.

Из приведенных данных можно сделать заключение о динамике развития переключения внимания у глухих и слышащих испытуемых: с годами обучения не только снижается количество допущенных ошибок, но и сокращается различия в результатах I и II серий опытов. Очевидно, с годами обучения у глухих и слышащих учащихся процесс вхождения в новые условия происходят интенсивнее. Необходимо, однако, отметить, что у слышащих учащихся этот процесс наступает несколько раньше. Кроме того, у слышащих испытуемых наблюдается постепенное уменьшение разницы в количестве допущенных ошибок в опытах, характеризующих состояние устойчивости и переключения внимания. В "буквенной" и "фигурной" корректурах наиболее отчетливо этот процесс проявляется в 3 классе, а в опытах с "цифровой" он наступает несколько раньше - во 2 классе.

У глухих учащихся постепенного уменьшения различий между показателями устойчивости и переключения внимания не наблюдается. Вероятно, в опытах с глухими школьниками имеют место трудности осуществления процесса переключения внимания, которые зависят как от объективных причин (сложности самого задания), так и от субъективных особенностей испытуемых (отсутствие слухового анализатора).

С целью выяснения своеобразия развития процесса переключения внимания у глухих школьников были сопоставлены результаты опытов глухих и слышащих испытуемых. Полученные результаты, прежде всего, показывают, что в заданиях, направленных на изучение переключения внимания, глухие школьники допускают ошибки чаще, чем их слышащие сверстники. Так, в опытах с "буквенной" корректурой разница в числе допущенных ошибок составила в 1 классе 2,2 ошибки, во 2 классе - 3,7, в 3 классе - 2,6. В "цифровой" корректуре соответственно: 2,1; 3,1; 4,3. В "фигурной" корректуре во всех школьных классах наблюдаются различия в показателях, отражающие точность выполняемой работы. Эти различия составили во 2 классе 1,4 ошибки, в 3 классе - 2,6. Исключением явились глухие школьники 1 класса, где на каждого ученика приходились в среднем на одну ошибку меньше по сравнению со слышащими детьми тех же лет обучения.

Другой факт, отражающий особенности процесса переключения внимания у глухих учащихся, выявляется при сопоставлении различий в числе допущенных ошибок в I и П сериях опытов. Результаты проведенного анализа показали, что переключение внимания приводит к увеличению различий в количестве допущенных ошибок между глухими и слышащими испытуемыми.

Результаты эксперимента показали, что процесс переключения внимания приводит к снижению объема выполненной работы. Для выяснения закономерностей этого процесса мы считали необходимым проследить динамику внимания в течение самого эксперимента, включая I и II серии. Анализ произведен по количеству просмотренных знаков и числу допущенных ошибок в каждую минуту опыта.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Компьютеризация школьного образования
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: -использование компьютерной техники в качестве ср ...

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня б ...

Понятие информационных технологий и их значение в современном обществе
Информационная сфера деятельности человека стала определяющим фактором развития науки, техники и экономики. Для последних десятилетий характерны рекордные темпы роста информационных технологий, справиться с которыми традиционными способами невозможно. Число публикаций в мире удваивается каждые 10-1 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru