Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Страница 1

В целях выявления особенностей процесса переключения внимания у глухих школьников был произведен анализ результатов опытов по числу просмотренных знаков и по показателям "качества".

В таблицах 12, 13, 14 приводятся данные анализа корректур по числу допущенных ошибок в пересчете на 200 просмотренных знаков и по показателям "качества". Приведенный материал свидетельствует, что в каждой группе у глухих и слышащих учащихся переключение внимания характеризуется разным уровнем развития. Вместе с тем, анализ полученных результатов исследования показал наличие общей тенденции в распределении ошибок в опытах с переключением внимания. Установление, что с годами обучения при увеличении числа просмотренных знаков одновременно наблюдается уменьшение числа допущенных ошибок. Количество ошибок у глухих испытуемых к концу младшего школьного возраста сокращается в среднем в опытах с "цифровой" корректурой на 1,1 ошибки, в "буквенной" - на 0,5 ошибки и лишь в "фигурной" корректуре количество ошибок увеличивается - на 3,4. У слышащих испытуемых этот показатель уменьшается в "цифровой" корректуре на 3,3 ошибок, в "буквенной" - на 0,9 ошибок и в "фигурной" - на 1,2.

При этом, как уже отмечалось выше, процесс переключения внимания приводит к снижению по сравнению с I-ой серией опытов объема переработанной информации и увеличению числа допущенных ошибок, как у глухих, так и у слышащих испытуемых. Количество ошибок во II серии опытов у глухих школьников в "буквенной" корректуре увеличивается в 1 классе на 4,5 ошибки, во 2 классе на 5,7 ошибки, в 3 классе - на 6,5. В "цифровой" корректуре соответственно на б,7; 7,0; 7,0. В "фигурной" корректуре на 1,7; 4,4; 3,9.

У слышащих учащихся различия в результатах I и II серий распределялись следующим образом: в "буквенной" корректуре в 1 классе количество ошибок увеличивается на 5,4; во 2 классе - на 6,3; в 3 классе - на 6,2. В "цифровой" корректуре соответственно на 6,1; 5,6; 3,2. В "фигурной" - на 3,0; 3,8; 3,6.

Из приведенных данных можно сделать заключение о динамике развития переключения внимания у глухих и слышащих испытуемых: с годами обучения не только снижается количество допущенных ошибок, но и сокращается различия в результатах I и II серий опытов. Очевидно, с годами обучения у глухих и слышащих учащихся процесс вхождения в новые условия происходят интенсивнее. Необходимо, однако, отметить, что у слышащих учащихся этот процесс наступает несколько раньше. Кроме того, у слышащих испытуемых наблюдается постепенное уменьшение разницы в количестве допущенных ошибок в опытах, характеризующих состояние устойчивости и переключения внимания. В "буквенной" и "фигурной" корректурах наиболее отчетливо этот процесс проявляется в 3 классе, а в опытах с "цифровой" он наступает несколько раньше - во 2 классе.

У глухих учащихся постепенного уменьшения различий между показателями устойчивости и переключения внимания не наблюдается. Вероятно, в опытах с глухими школьниками имеют место трудности осуществления процесса переключения внимания, которые зависят как от объективных причин (сложности самого задания), так и от субъективных особенностей испытуемых (отсутствие слухового анализатора).

С целью выяснения своеобразия развития процесса переключения внимания у глухих школьников были сопоставлены результаты опытов глухих и слышащих испытуемых. Полученные результаты, прежде всего, показывают, что в заданиях, направленных на изучение переключения внимания, глухие школьники допускают ошибки чаще, чем их слышащие сверстники. Так, в опытах с "буквенной" корректурой разница в числе допущенных ошибок составила в 1 классе 2,2 ошибки, во 2 классе - 3,7, в 3 классе - 2,6. В "цифровой" корректуре соответственно: 2,1; 3,1; 4,3. В "фигурной" корректуре во всех школьных классах наблюдаются различия в показателях, отражающие точность выполняемой работы. Эти различия составили во 2 классе 1,4 ошибки, в 3 классе - 2,6. Исключением явились глухие школьники 1 класса, где на каждого ученика приходились в среднем на одну ошибку меньше по сравнению со слышащими детьми тех же лет обучения.

Другой факт, отражающий особенности процесса переключения внимания у глухих учащихся, выявляется при сопоставлении различий в числе допущенных ошибок в I и П сериях опытов. Результаты проведенного анализа показали, что переключение внимания приводит к увеличению различий в количестве допущенных ошибок между глухими и слышащими испытуемыми.

Результаты эксперимента показали, что процесс переключения внимания приводит к снижению объема выполненной работы. Для выяснения закономерностей этого процесса мы считали необходимым проследить динамику внимания в течение самого эксперимента, включая I и II серии. Анализ произведен по количеству просмотренных знаков и числу допущенных ошибок в каждую минуту опыта.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Общие правила выделения мнемических опор
1. Текст не разбивается предварительно на части. 2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. 3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. 4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек». 5. Правильно выделенные основные мысли д ...

Анализ музыкальных компьютерных обучающих программ, применяемых в настоящее время
В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Однако важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная ...

Система воспитательной работы в школе
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru