Динамика переключения внимания у глухих учащихся

Страница 3

Рисунок 6

Возрастная динамика показателей переключения внимания по результатам опытов с "фигурной" корректурой

На рис.4, 5, 6 можно видеть различия в кривых, связанных с объемом выполненной работы глухими и слышащими испытуемыми. Глухие учащиеся младшего школьного возраста успешнее справлялись с условиями переключения внимания, чем слышащие сверстники. В этой связи встает вопрос, насколько указанные различия статистически значимы. Этот вопрос нами был решен посредством применения критерия Стьюдента. В результате было установлено, что разница в среднем количестве просмотренных знаков между глухими и слышащими не достигает статистически значимой величины. Вероятно, в успешности переключения внимания глухих испытуемых немаловажную роль сыграли вводные задания, так как уже на материале пробных опытов происходил процесс переключения внимания. Слышащие школьники приступали к выполнению II серии опытов сразу же после данного ими устного отчета об усвоении условий инструкции. Таким образом, процесс переключения внимания на новый вид деятельности у слышащих испытуемых происходил в ходе освоения условий опыта.

В связи с этим необходимо отметить, что в экспериментах Б.М. Зайцева, направленных на изучение устойчивости внимания, как одного из показателей умственной работоспособности глухих учащихся, наблюдалось замедленное включение глухих школьников в работу, особенно в начале учебного дня. Результаты исследования позволили автору предполагать, что включение в работу требует у глухих школьников значительной затраты сил и времени. С другой стороны, медленное выполнение задания и большое количество совершенных ошибок, имевших место в начале занятий, могут быть объяснены тем, что от глухих учащихся требовались значительные усилия для ознакомления с заданием, с условиями его выполнения. Этим обстоятельством можно отчасти объяснить и относительно высокие результаты глухих учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, это еще раз подтверждает наше предположение о том, что деятельность глухих школьников выполняется наиболее успешно при достаточном уровне их осведомленности об условиях предстоящей работы. Глухие испытуемые в вводных заданиях приобретают определенный навык переключения внимания в аналогичных заданиях. Это и помогает им в дальнейшем несколько увеличить объем прослеженного материала.

Необходимо специально остановиться на результатах переключения внимания в опытах с "фигурной" корректурой. Как видно из рис.6, результаты деятельности глухих учащихся на протяжении первых лет обучения несколько превосходят эти же результаты слышащих школьников.

Разница в результатах переключения внимания испытуемых младшего школьного возраста составляет от 4 до 10 знаков "фигурной" корректуры. Эту разницу можно объяснить условиями выработки навыка переключения внимания. Объяснение этих результатов связано с мотивацией. У слышащих детей мы замечали падение интереса к заполнению "фигурной" корректуры. Как показали наблюдения за глухими испытуемыми, именно работа с "фигурной" корректурой им казалась наиболее доступной, и они могли в данном случае лучше проявить свои возможности. У слышащих испытуемых заинтересованность при заполнении "фигурной" корректуры была выражена существенно меньше.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя на уроке обусловлена ростом в последние годы числа разного рода отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников. В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения и совместной д ...

Преемственность при изучении понятия «неравенство» на начальной и основной ступенях образования в развивающей системе обучения по программе Истоминой Н.Б
Методика работы с понятием «неравенство» осуществлялась в рамках концепции Истоминой Н.Б., основной целью которой является развитие мышления учащихся в процессе усвоения математического содержания. В соответствии с этой концепцией у учащихся начальных классов целенаправленно формируются приемы умст ...

Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками
В младшем школьном возрасте ребёнку легче выразить эмоциональную реакцию на образы, стоящие в центре произведения, чем провести логические связи между выразительными средствами искусства. Поэтому на начальных этапах работы с произведениями искусства, в частности с литературными произведениями и кин ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru