Динамика переключения внимания у глухих учащихся

Страница 3

Рисунок 6

Возрастная динамика показателей переключения внимания по результатам опытов с "фигурной" корректурой

На рис.4, 5, 6 можно видеть различия в кривых, связанных с объемом выполненной работы глухими и слышащими испытуемыми. Глухие учащиеся младшего школьного возраста успешнее справлялись с условиями переключения внимания, чем слышащие сверстники. В этой связи встает вопрос, насколько указанные различия статистически значимы. Этот вопрос нами был решен посредством применения критерия Стьюдента. В результате было установлено, что разница в среднем количестве просмотренных знаков между глухими и слышащими не достигает статистически значимой величины. Вероятно, в успешности переключения внимания глухих испытуемых немаловажную роль сыграли вводные задания, так как уже на материале пробных опытов происходил процесс переключения внимания. Слышащие школьники приступали к выполнению II серии опытов сразу же после данного ими устного отчета об усвоении условий инструкции. Таким образом, процесс переключения внимания на новый вид деятельности у слышащих испытуемых происходил в ходе освоения условий опыта.

В связи с этим необходимо отметить, что в экспериментах Б.М. Зайцева, направленных на изучение устойчивости внимания, как одного из показателей умственной работоспособности глухих учащихся, наблюдалось замедленное включение глухих школьников в работу, особенно в начале учебного дня. Результаты исследования позволили автору предполагать, что включение в работу требует у глухих школьников значительной затраты сил и времени. С другой стороны, медленное выполнение задания и большое количество совершенных ошибок, имевших место в начале занятий, могут быть объяснены тем, что от глухих учащихся требовались значительные усилия для ознакомления с заданием, с условиями его выполнения. Этим обстоятельством можно отчасти объяснить и относительно высокие результаты глухих учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, это еще раз подтверждает наше предположение о том, что деятельность глухих школьников выполняется наиболее успешно при достаточном уровне их осведомленности об условиях предстоящей работы. Глухие испытуемые в вводных заданиях приобретают определенный навык переключения внимания в аналогичных заданиях. Это и помогает им в дальнейшем несколько увеличить объем прослеженного материала.

Необходимо специально остановиться на результатах переключения внимания в опытах с "фигурной" корректурой. Как видно из рис.6, результаты деятельности глухих учащихся на протяжении первых лет обучения несколько превосходят эти же результаты слышащих школьников.

Разница в результатах переключения внимания испытуемых младшего школьного возраста составляет от 4 до 10 знаков "фигурной" корректуры. Эту разницу можно объяснить условиями выработки навыка переключения внимания. Объяснение этих результатов связано с мотивацией. У слышащих детей мы замечали падение интереса к заполнению "фигурной" корректуры. Как показали наблюдения за глухими испытуемыми, именно работа с "фигурной" корректурой им казалась наиболее доступной, и они могли в данном случае лучше проявить свои возможности. У слышащих испытуемых заинтересованность при заполнении "фигурной" корректуры была выражена существенно меньше.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Цель, задачи, методы и организация логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников
На основании результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали методику коррекционно-логопедической работы по формированию навыков чтения у младших школьников. Предлагаемая нами коррекционно-логопедическая работа ставит своей целью коррекцию дислексии у младших школьников. ...

Разновидности гравюры в русском искусстве
Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Гравюра на дереве получила название ксилографии, от греческого слова «ксилос» (дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (или продольная) и торцовая. Сам термин чаще всего обозначает чёрно-белую торцовую гравюру на дер ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru