Динамика переключения внимания у глухих учащихся

Страница 3

Рисунок 6

Возрастная динамика показателей переключения внимания по результатам опытов с "фигурной" корректурой

На рис.4, 5, 6 можно видеть различия в кривых, связанных с объемом выполненной работы глухими и слышащими испытуемыми. Глухие учащиеся младшего школьного возраста успешнее справлялись с условиями переключения внимания, чем слышащие сверстники. В этой связи встает вопрос, насколько указанные различия статистически значимы. Этот вопрос нами был решен посредством применения критерия Стьюдента. В результате было установлено, что разница в среднем количестве просмотренных знаков между глухими и слышащими не достигает статистически значимой величины. Вероятно, в успешности переключения внимания глухих испытуемых немаловажную роль сыграли вводные задания, так как уже на материале пробных опытов происходил процесс переключения внимания. Слышащие школьники приступали к выполнению II серии опытов сразу же после данного ими устного отчета об усвоении условий инструкции. Таким образом, процесс переключения внимания на новый вид деятельности у слышащих испытуемых происходил в ходе освоения условий опыта.

В связи с этим необходимо отметить, что в экспериментах Б.М. Зайцева, направленных на изучение устойчивости внимания, как одного из показателей умственной работоспособности глухих учащихся, наблюдалось замедленное включение глухих школьников в работу, особенно в начале учебного дня. Результаты исследования позволили автору предполагать, что включение в работу требует у глухих школьников значительной затраты сил и времени. С другой стороны, медленное выполнение задания и большое количество совершенных ошибок, имевших место в начале занятий, могут быть объяснены тем, что от глухих учащихся требовались значительные усилия для ознакомления с заданием, с условиями его выполнения. Этим обстоятельством можно отчасти объяснить и относительно высокие результаты глухих учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, это еще раз подтверждает наше предположение о том, что деятельность глухих школьников выполняется наиболее успешно при достаточном уровне их осведомленности об условиях предстоящей работы. Глухие испытуемые в вводных заданиях приобретают определенный навык переключения внимания в аналогичных заданиях. Это и помогает им в дальнейшем несколько увеличить объем прослеженного материала.

Необходимо специально остановиться на результатах переключения внимания в опытах с "фигурной" корректурой. Как видно из рис.6, результаты деятельности глухих учащихся на протяжении первых лет обучения несколько превосходят эти же результаты слышащих школьников.

Разница в результатах переключения внимания испытуемых младшего школьного возраста составляет от 4 до 10 знаков "фигурной" корректуры. Эту разницу можно объяснить условиями выработки навыка переключения внимания. Объяснение этих результатов связано с мотивацией. У слышащих детей мы замечали падение интереса к заполнению "фигурной" корректуры. Как показали наблюдения за глухими испытуемыми, именно работа с "фигурной" корректурой им казалась наиболее доступной, и они могли в данном случае лучше проявить свои возможности. У слышащих испытуемых заинтересованность при заполнении "фигурной" корректуры была выражена существенно меньше.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками
Поскольку мы предполагаем, работать с литературным произведением, считаем необходимым рассмотреть психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками и уровни восприятия художественного произведения. В психологической литературе существуют разные подходы к опред ...

Великие педагоги прошлых эпох о воспитании
Проблемы воспитания волновали умы многих известных ученых и общественных деятелей в прошлом. Большое значение вопросам воспитания ребенка уделяли В.Г.Белинский, И.И.Бецкий, А.И.Герцен, Дени Дидро, Джон Локк, М.В.Ломоносов, В.Ф.Одоевский, Роберт Оуэн, И.Г.Песталоцци, А.Н.Радищев, Жан Жак Руссо и дру ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru