Особенности переключения внимания глухих учащихся

Страница 1

Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся.

В нашем исследовании мы исходим из определения внимания, предложенного Н.Ф. Добрыниным и высказанного им взгляда на психологическую сущность переключения внимания. "Переключение внимания, - пишет

Н.Ф. Добрынин, - проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой". Оно обусловлено "сознательно поставленной задачей".

В связи с изучением проблемы переключения внимания у глухих учащихся были рассмотрены некоторые наблюдения специальной психологии, характеризующие особенности перехода глухих детей с одной, уже привычной деятельности, на другую. В работах И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф отмечается, что у глухих детей наблюдаются значительные трудности при изменении привычного способа восприятия объекта. Такие трудности они испытывают даже при обычной замене одного объекта восприятия другим. Наибольшие трудности встречают тогда, когда восприятие связано с разноаспектным анализом и обобщением предметов: при игровой деятельности, творческом воображении, мышлении (Г.Л. Выготская, М. Нудельман).

Научные выводы ученых по специальной психологии дают основание утверждать, что смена установки восприятия, вызывающая необходимость переключения внимания глухих затрудняет восприятие различного рода объектов и явлений. Поэтому, изучение переключения внимания глухих учащихся представляет интерес не только для специальной психологии, но и для сурдопедагогики.

Непосредственному изучению особенностей переключения внимания у глухих учащихся в течение всего периода начального обучения была посвящена вторая серия опытов.

При проведении второй серии опытов нами особенно выделен этап усвоения испытуемыми инструкции, ибо в это время начинается по существу сам процесс переключения внимания. На данном этапе у испытуемых формируется модель - образ предстоящей деятельности. Создание модели опосредовано системой связи, включающей сознательно приобретенный опыт, отношение испытуемого к объекту внимания, характер и содержание предстоящей деятельности и др. Эти системы связей либо сдерживаю, либо стимулируют создание модели новой деятельности. В процессе формирования модели происходит селекция релевантных признаков объектов внимания, предстоящей деятельности и активное торможение раздражителей, ставшими нерелевантными. Процесс окончательного оформления и закрепления модели продолжается и в ходе практической реализации нового вида деятельности.

Для глухих стадия усвоения инструкции, осуществлялась посредством проведения пробных экспериментов. Например, глухие школьники начальных классов затрачивали около часа времени на усвоение предложенных им инструкций. Именно в период работы по инструкции происходит отбор релевантных раздражителей, то есть идет процесс реализации в действии полученного задания посредством сравнения воспринимаемого объекта с моделью. Создание модели предстоящей деятельности у слышащих учащихся осуществлялось посредством визуального и словесного восприятия инструкции.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Значение и анализ возможностей компьютерных обучающих программ в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
С появлением примеров компьютерного обучения к созданию компьютерных обучающих программ приобщились десятки тысяч педагогов - специалистов в различных областях знания, чаще всего в технических науках. В разрабатываемых ими программах, опираясь в основном на интуицию и практический опыт, они воплоща ...

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

Предмет и задачи педагогической этики
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru