Особенности переключения внимания глухих учащихся

Страница 1

Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся.

В нашем исследовании мы исходим из определения внимания, предложенного Н.Ф. Добрыниным и высказанного им взгляда на психологическую сущность переключения внимания. "Переключение внимания, - пишет

Н.Ф. Добрынин, - проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой". Оно обусловлено "сознательно поставленной задачей".

В связи с изучением проблемы переключения внимания у глухих учащихся были рассмотрены некоторые наблюдения специальной психологии, характеризующие особенности перехода глухих детей с одной, уже привычной деятельности, на другую. В работах И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф отмечается, что у глухих детей наблюдаются значительные трудности при изменении привычного способа восприятия объекта. Такие трудности они испытывают даже при обычной замене одного объекта восприятия другим. Наибольшие трудности встречают тогда, когда восприятие связано с разноаспектным анализом и обобщением предметов: при игровой деятельности, творческом воображении, мышлении (Г.Л. Выготская, М. Нудельман).

Научные выводы ученых по специальной психологии дают основание утверждать, что смена установки восприятия, вызывающая необходимость переключения внимания глухих затрудняет восприятие различного рода объектов и явлений. Поэтому, изучение переключения внимания глухих учащихся представляет интерес не только для специальной психологии, но и для сурдопедагогики.

Непосредственному изучению особенностей переключения внимания у глухих учащихся в течение всего периода начального обучения была посвящена вторая серия опытов.

При проведении второй серии опытов нами особенно выделен этап усвоения испытуемыми инструкции, ибо в это время начинается по существу сам процесс переключения внимания. На данном этапе у испытуемых формируется модель - образ предстоящей деятельности. Создание модели опосредовано системой связи, включающей сознательно приобретенный опыт, отношение испытуемого к объекту внимания, характер и содержание предстоящей деятельности и др. Эти системы связей либо сдерживаю, либо стимулируют создание модели новой деятельности. В процессе формирования модели происходит селекция релевантных признаков объектов внимания, предстоящей деятельности и активное торможение раздражителей, ставшими нерелевантными. Процесс окончательного оформления и закрепления модели продолжается и в ходе практической реализации нового вида деятельности.

Для глухих стадия усвоения инструкции, осуществлялась посредством проведения пробных экспериментов. Например, глухие школьники начальных классов затрачивали около часа времени на усвоение предложенных им инструкций. Именно в период работы по инструкции происходит отбор релевантных раздражителей, то есть идет процесс реализации в действии полученного задания посредством сравнения воспринимаемого объекта с моделью. Создание модели предстоящей деятельности у слышащих учащихся осуществлялось посредством визуального и словесного восприятия инструкции.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитани ...

Составить и провести подготовительную часть урока в парах
Урок по физкультуре состоит из трех частей - подготовительной - 8-12 минут, основной - 28-32 минуты, заключительной - 2-5 минут. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы: подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач, подготовит ...

Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников
В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся. Как известно, к с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru