Особенности переключения внимания глухих учащихся

Страница 1

Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся.

В нашем исследовании мы исходим из определения внимания, предложенного Н.Ф. Добрыниным и высказанного им взгляда на психологическую сущность переключения внимания. "Переключение внимания, - пишет

Н.Ф. Добрынин, - проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой". Оно обусловлено "сознательно поставленной задачей".

В связи с изучением проблемы переключения внимания у глухих учащихся были рассмотрены некоторые наблюдения специальной психологии, характеризующие особенности перехода глухих детей с одной, уже привычной деятельности, на другую. В работах И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф отмечается, что у глухих детей наблюдаются значительные трудности при изменении привычного способа восприятия объекта. Такие трудности они испытывают даже при обычной замене одного объекта восприятия другим. Наибольшие трудности встречают тогда, когда восприятие связано с разноаспектным анализом и обобщением предметов: при игровой деятельности, творческом воображении, мышлении (Г.Л. Выготская, М. Нудельман).

Научные выводы ученых по специальной психологии дают основание утверждать, что смена установки восприятия, вызывающая необходимость переключения внимания глухих затрудняет восприятие различного рода объектов и явлений. Поэтому, изучение переключения внимания глухих учащихся представляет интерес не только для специальной психологии, но и для сурдопедагогики.

Непосредственному изучению особенностей переключения внимания у глухих учащихся в течение всего периода начального обучения была посвящена вторая серия опытов.

При проведении второй серии опытов нами особенно выделен этап усвоения испытуемыми инструкции, ибо в это время начинается по существу сам процесс переключения внимания. На данном этапе у испытуемых формируется модель - образ предстоящей деятельности. Создание модели опосредовано системой связи, включающей сознательно приобретенный опыт, отношение испытуемого к объекту внимания, характер и содержание предстоящей деятельности и др. Эти системы связей либо сдерживаю, либо стимулируют создание модели новой деятельности. В процессе формирования модели происходит селекция релевантных признаков объектов внимания, предстоящей деятельности и активное торможение раздражителей, ставшими нерелевантными. Процесс окончательного оформления и закрепления модели продолжается и в ходе практической реализации нового вида деятельности.

Для глухих стадия усвоения инструкции, осуществлялась посредством проведения пробных экспериментов. Например, глухие школьники начальных классов затрачивали около часа времени на усвоение предложенных им инструкций. Именно в период работы по инструкции происходит отбор релевантных раздражителей, то есть идет процесс реализации в действии полученного задания посредством сравнения воспринимаемого объекта с моделью. Создание модели предстоящей деятельности у слышащих учащихся осуществлялось посредством визуального и словесного восприятия инструкции.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ содержания и методики преподавания неравенств в различных системах обучения
Тема "Неравенство" одна из самых важных и трудных тем в курсе математики начальных классов. Поэтому учителю очень важно знать методику и содержание заданий, предлагаемых в различных системах обучения. Ниже предложен анализ содержания и методики обучения темы "Неравенство" в трад ...

Планы уроков и методические комментарии к обучению задач на построение треугольника по трём элементам
В 7 классе в теме: "Соотношения между сторонами и углами треугольника" рассматриваются построения треугольников по трем заданным элементам с помощью циркуля и линейки. Решаются следующие задачи: Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне ...

Задания, упражнения, игры для развитиям мышления
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Воображение — психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru