Индивидуальные особенности развития устойчивости внимания

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Индивидуальные особенности развития устойчивости внимания

Страница 3

С целью выявления особенностей развития устойчивости внимания в группах разделенных по признаку пола сравнивались средние арифметические показатели количества просмотренных знаков и количество допущенных при этом ошибок в пересчете на стандартное число знаков (200 знаков).

Рассмотрение таблиц 9, 10 и 11 позволило обнаружить, что приведенные показатели у глухих девочек были в большинстве случаев несколько выше, чем у мальчиков. У слышащих школьников не наблюдается аналогичного распределения количественных показателей устойчивости внимания. Однако анализ этих показателей у глухих испытуемых не выявил существенных различий по критерию Стьюдента (t = 1,6, t= 0,71, t= 0,68).

Сопоставление среднегрупповых показателей у глухих учащихся по количеству допущенных ошибок (качество устойчивости внимания) показало определенное преимущество девочек. Вместе с тем и в этом случае существующие различия не оказались значимыми. Полученные данные позволяют утверждать, что изменения устойчивости внимания у мальчиков и девочек сохраняют в целом сходную тенденцию развития.

Для другой характеристики индивидуальных особенностей устойчивости внимания были использованы показатели количества просмотренных знаков допущенных ошибок, выраженные коэффициентами вариативности. Как видно из таблиц 1, 2, 3, коэффициенты вариативности отражающие индивидуальные различия объема выполненной работы у глухих и слышащих учащихся в период школьного обучения существенных изменений не претерпевают. В то же время с годами обучения, по мере увеличения скорости переработки информации, величины коэффициентов вариативности имеют тенденцию к уменьшению. Это свидетельствует о прогрессивном развитии устойчивости внимания большинства школьников и уменьшении различий между испытуемыми. Вместе с тем, если судить по разнице между крайними значениями, то можно заметить, что в абсолютных показателях работоспособности различия с возрастом испытуемых увеличиваются, особенно это проявляется у глухих учащихся. У глухих школьников выпускных классов вариационная амплитуда (разница между наибольшим и наименьшим индивидуальными значениями) в "цифровой" корректуре составляет 144 знака, у слышащих - 70. Такое увеличение различий в абсолютных показателях объяснимо тем фактом, что с возрастом испытуемых наблюдается увеличение числа просмотренных знаков за единицу времени.

Коэффициенты вариативности, отражающие распределение числа допущенных ошибок свидетельствуют, что индивидуальные различия у глухих и слышащих испытуемых в этом показателе выражены ярче (табл.1, 2,3). На весь период школьного обучения показатели точности значительно выше, чем коэффициенты вариативности, отражающие количество просмотренных знаков. По-видимому, количество допущенных ошибок в большей мере, чем число просмотренных знаков, характеризует индивидуальные особенности развития внимания глухих и слышащих учащихся.

Страницы: 1 2 3 

Материалы о воспитании и обучении:

Профессиональный портрет социального педагога
Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощ ...

Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы
Целый ряд психологических исследований и социальных наблюдений показывают, что одаренные дети в целом более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже ...

Разновидности общения
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения, ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются. Б.Т. Парыгин ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru