Индивидуальные особенности развития устойчивости внимания

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Индивидуальные особенности развития устойчивости внимания

Страница 3

С целью выявления особенностей развития устойчивости внимания в группах разделенных по признаку пола сравнивались средние арифметические показатели количества просмотренных знаков и количество допущенных при этом ошибок в пересчете на стандартное число знаков (200 знаков).

Рассмотрение таблиц 9, 10 и 11 позволило обнаружить, что приведенные показатели у глухих девочек были в большинстве случаев несколько выше, чем у мальчиков. У слышащих школьников не наблюдается аналогичного распределения количественных показателей устойчивости внимания. Однако анализ этих показателей у глухих испытуемых не выявил существенных различий по критерию Стьюдента (t = 1,6, t= 0,71, t= 0,68).

Сопоставление среднегрупповых показателей у глухих учащихся по количеству допущенных ошибок (качество устойчивости внимания) показало определенное преимущество девочек. Вместе с тем и в этом случае существующие различия не оказались значимыми. Полученные данные позволяют утверждать, что изменения устойчивости внимания у мальчиков и девочек сохраняют в целом сходную тенденцию развития.

Для другой характеристики индивидуальных особенностей устойчивости внимания были использованы показатели количества просмотренных знаков допущенных ошибок, выраженные коэффициентами вариативности. Как видно из таблиц 1, 2, 3, коэффициенты вариативности отражающие индивидуальные различия объема выполненной работы у глухих и слышащих учащихся в период школьного обучения существенных изменений не претерпевают. В то же время с годами обучения, по мере увеличения скорости переработки информации, величины коэффициентов вариативности имеют тенденцию к уменьшению. Это свидетельствует о прогрессивном развитии устойчивости внимания большинства школьников и уменьшении различий между испытуемыми. Вместе с тем, если судить по разнице между крайними значениями, то можно заметить, что в абсолютных показателях работоспособности различия с возрастом испытуемых увеличиваются, особенно это проявляется у глухих учащихся. У глухих школьников выпускных классов вариационная амплитуда (разница между наибольшим и наименьшим индивидуальными значениями) в "цифровой" корректуре составляет 144 знака, у слышащих - 70. Такое увеличение различий в абсолютных показателях объяснимо тем фактом, что с возрастом испытуемых наблюдается увеличение числа просмотренных знаков за единицу времени.

Коэффициенты вариативности, отражающие распределение числа допущенных ошибок свидетельствуют, что индивидуальные различия у глухих и слышащих испытуемых в этом показателе выражены ярче (табл.1, 2,3). На весь период школьного обучения показатели точности значительно выше, чем коэффициенты вариативности, отражающие количество просмотренных знаков. По-видимому, количество допущенных ошибок в большей мере, чем число просмотренных знаков, характеризует индивидуальные особенности развития внимания глухих и слышащих учащихся.

Страницы: 1 2 3 

Материалы о воспитании и обучении:

Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющи ...

Неполная семья, как объект социальной работы
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как со ...

Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся
Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом у ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru