Качественная характеристика внимания глухих учащихся

Страница 3

Таблица 7

Распределение количества исправлений по трем видам корректур

Классы

Глухие учащиеся

Слышащие учащиеся

фигуры

цифры

буквы

фигуры

цифры

буквы

1

1,6

0,4

0,2

0,5

0,4

0,2

2

2,3

2,2

0,4

1,8

2,8

0,2

3

2,0

2,7

1,4

2,0

1,8

0,4

Вероятно, в динамике распределения количества исправлений проявляются в определенной мере этапы формирования контрольной функции внимания.

В младшем школьном возрасте в процессе обучения происходят значительные изменения в развитии всего процесса произвольного внимания. Однако, на этом этапе форма и степень контроля еще не получили своего должного развития. Наибольшее число исправлений приходится на "фигурные" корректуры, то есть на те виды корректур, которые представляют для глухих детей наименьшие трудности.

С целью более глубокой характеристики особенностей развития устойчивости внимания был произведен корреляционный анализ между числом допущенных ошибок в трех видах корректур. Нас интересовала, какова зависимость между вариацией двух или нескольких признаков, изменяются ли два признака самостоятельно, независимо друг от друга или вариация одного признака в какой-то степени связана с вариацией другого. С этой целью нами были выделены признаки, по которым вычислялся коэффициент корреляции. К числу таких признаков были отнесены показатели точности и интенсивности внимания по трем видам корректурных таблиц.

Существенным моментом показателей коэффициентов корреляции является наличие положительных связей между данными признаками. Причем полученные коэффициенты являются высокозначимыми (p<0,05).

Наиболее высокие коэффициенты корреляции были получены при сопоставлении числа допущенных ошибок в опытах с "фигурными" и "цифровыми"" корректурами (ﻢ=0,65). Коэффициент корреляции показателей в "буквенной" и "фигурной" корректурах (ﻢ =0,59) указывает на средний уровень связи. Показатель коэффициента корреляции в "буквенной" и "цифровой" корректурах указывает на слабую связь переменных (ﻢ =0,45).

Таким образом, при рассмотрении структуры корреляционных связей у глухих учащихся, обнаруживается интересный факт: наличие "фигурных" изображений значительно повышает корреляционные связи, а, следовательно, и точность восприятия.

Таблица 8

Корреляционные зависимости между количеством просмотренных знаков и числом допущенных ошибок по трем корректурным пробам

Классы

Глухие учащиеся

Слышащие учащиеся

буквы

цифры

фигуры

буквы

цифры

фигуры

Подготовит.

-

0,99

0,21

-

-

-

Начальные

0,50

0,23

0,25

0,52

-0,05

0,26

Наряду с этим был произведен корреляционный анализ между двумя признаками одной и той же переменной. В частности, анализировались связи между количеством просмотренных знаков и числом допущенных при этом ошибок (табл.8), причем такая связь прослеживалась по каждой корректурной таблице отдельно. При анализе данных таблицы 8 мы видим, что корреляционная зависимость количественных и качественных показателей устойчивости внимания бывает как положительной, так и отрицательной. У испытуемых наблюдаются очень низкие положительные корреляционные связи, а в отдельных случаях эти связи переходят в отрицательные. Иными словами, при увеличении одного признака (количество просмотренных знаков), соответственно уменьшается другой (число допущенных ошибок).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Исследование состояния звукопроизношения у детей
Обследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №49», в исследование принимали 5 детей старшего дошкольного возраста. Работа начиналась с наблюдением за детьми и в процессе наблюдения, нами были выявлены дети, которые не проявляли интереса к играм с участием движением мелкой моторики рук (лото, ...

Методическая схема изучения производной
I. Привести подводящую задачу, раскрывающую физический смысл понятия производной: свободное падение тела, которое не является равномерным. Охарактеризуем скорость падения в каждый данный момент времени t , т.е. введём понятие мгновенной скорости свободного падения тела. Известно, что средняя скорос ...

Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей. Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru