Качественная характеристика внимания глухих учащихся

Страница 3

Таблица 7

Распределение количества исправлений по трем видам корректур

Классы

Глухие учащиеся

Слышащие учащиеся

фигуры

цифры

буквы

фигуры

цифры

буквы

1

1,6

0,4

0,2

0,5

0,4

0,2

2

2,3

2,2

0,4

1,8

2,8

0,2

3

2,0

2,7

1,4

2,0

1,8

0,4

Вероятно, в динамике распределения количества исправлений проявляются в определенной мере этапы формирования контрольной функции внимания.

В младшем школьном возрасте в процессе обучения происходят значительные изменения в развитии всего процесса произвольного внимания. Однако, на этом этапе форма и степень контроля еще не получили своего должного развития. Наибольшее число исправлений приходится на "фигурные" корректуры, то есть на те виды корректур, которые представляют для глухих детей наименьшие трудности.

С целью более глубокой характеристики особенностей развития устойчивости внимания был произведен корреляционный анализ между числом допущенных ошибок в трех видах корректур. Нас интересовала, какова зависимость между вариацией двух или нескольких признаков, изменяются ли два признака самостоятельно, независимо друг от друга или вариация одного признака в какой-то степени связана с вариацией другого. С этой целью нами были выделены признаки, по которым вычислялся коэффициент корреляции. К числу таких признаков были отнесены показатели точности и интенсивности внимания по трем видам корректурных таблиц.

Существенным моментом показателей коэффициентов корреляции является наличие положительных связей между данными признаками. Причем полученные коэффициенты являются высокозначимыми (p<0,05).

Наиболее высокие коэффициенты корреляции были получены при сопоставлении числа допущенных ошибок в опытах с "фигурными" и "цифровыми"" корректурами (ﻢ=0,65). Коэффициент корреляции показателей в "буквенной" и "фигурной" корректурах (ﻢ =0,59) указывает на средний уровень связи. Показатель коэффициента корреляции в "буквенной" и "цифровой" корректурах указывает на слабую связь переменных (ﻢ =0,45).

Таким образом, при рассмотрении структуры корреляционных связей у глухих учащихся, обнаруживается интересный факт: наличие "фигурных" изображений значительно повышает корреляционные связи, а, следовательно, и точность восприятия.

Таблица 8

Корреляционные зависимости между количеством просмотренных знаков и числом допущенных ошибок по трем корректурным пробам

Классы

Глухие учащиеся

Слышащие учащиеся

буквы

цифры

фигуры

буквы

цифры

фигуры

Подготовит.

-

0,99

0,21

-

-

-

Начальные

0,50

0,23

0,25

0,52

-0,05

0,26

Наряду с этим был произведен корреляционный анализ между двумя признаками одной и той же переменной. В частности, анализировались связи между количеством просмотренных знаков и числом допущенных при этом ошибок (табл.8), причем такая связь прослеживалась по каждой корректурной таблице отдельно. При анализе данных таблицы 8 мы видим, что корреляционная зависимость количественных и качественных показателей устойчивости внимания бывает как положительной, так и отрицательной. У испытуемых наблюдаются очень низкие положительные корреляционные связи, а в отдельных случаях эти связи переходят в отрицательные. Иными словами, при увеличении одного признака (количество просмотренных знаков), соответственно уменьшается другой (число допущенных ошибок).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Программные средства учебного назначения
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН): -индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; -осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; -осуществлять с ...

Психолого-педагогический аспект изучения темы "Геометрические построения циркулем и линейкой"
Подростковый возраст - остро протекающий период от детства к взрослости (13-16 лет), в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся сист ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru