Так как в абсолютных показателях число допущенных ошибок в опытах невелико, то мы посчитали возможным объединить показатели I и II серии и пересчитать их на стандартное число знаков. Анализ распределения ошибок свидетельствует, что чаще всего глухие и слышащие испытуемые допускают пропуск релевантного раздражителя. Следующими по частоте ошибками являются исправления выделенных нерелевантных знаков (данный вид "ошибок" является условным). Относительно редкими были ошибки, связанные с выделением дифференцировочного раздражителя и нерелевантных сигналов.
Глухие и слышащие испытуемые допускали наибольшее число пропусков в опытах с "буквенной" корректурой, меньше - в "цифровых", затем - в "фигурных" тестах. В такой же почти последовательности распределяются ошибки на выделение нерелевантных раздражителей и дифференцировочного раздражителя.
Несомненный интерес представляет возрастная динамика распределения исправлений нерелевантных сигналов, так как именно эти исправления наиболее полно характеризуют у испытуемых степень развития функции контроля (табл.7). Как видно из таблицы 7, общее количество исправлений как у слышащих, так и у глухих учащихся относительно невелико, однако общая тенденция выражена довольно убедительно.
Таблица 4
Распределение количества пропусков по трем видам корректур
Классы |
Глухие учащиеся |
Слышащие учащиеся | ||||
фигуры |
цифры |
буквы |
фигуры |
цифры |
буквы | |
1 |
2,6 |
9,3 |
12,1 |
2,8 |
5,5 |
8,3 |
2 |
3,9 |
9,4 |
6,0 |
2,4 |
4,7 |
7,7 |
3 |
5,9 |
7,6 |
11,7 |
4,1 |
4,7 |
8,4 |
Таблица 5
Распределение количества ошибочно выделенных знаков по трем видам корректур
Классы |
Глухие учащиеся |
Слышащие учащиеся | ||||
фигуры |
цифры |
буквы |
фигуры |
цифры |
буквы | |
1 |
- |
- |
0,5 |
0,1 |
0,8 |
0,5 |
2 |
0,8 |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
0,8 |
0,2 |
3 |
0,5 |
0,1 |
1,9 |
0,6 |
0,2 |
0,4 |
Таблица 6
Распределение количества ошибок при выделении дифференцировочного раздражителя по трем видам корректур
Классы |
Глухие учащиеся |
Слышащие учащиеся | ||||
фигуры |
цифры |
буквы |
фигуры |
цифры |
буквы | |
1 |
0,2 |
0,1 |
1,7 |
0,6 |
0,1 |
0,5 |
2 |
0,1 |
- |
2,0 |
1,1 |
0,5 |
1,0 |
3 |
1,0 |
0.7 |
2,4 |
0,1 |
0,1 |
1,3 |
Материалы о воспитании и обучении:
Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...
Проблема произвольного
внимания в общей и специальной психологии
Внимание являлось одним из первых объектов исследования в экспериментальной психологии. Разработкой проблемы внимания занимались такие видные ученые как В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др. Большое значение для понимания физиологических основ внимания имели работы выдающихся р ...
Система работы по формированию непроизвольной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических
игр
Проведенная нами работа по диагностике детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста показала, что эти дети обладают недостаточным уровнем развития непроизвольной памяти. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие памяти. В связи с этим нами была с ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.