Таблица 3
Показатели устойчивости внимания глухих и слышащих школьников в опытах с "фигурной" корректурой.
Категории испытуемых |
Классы |
Количество просмотренных знаков |
Количество ошибок на 200 знаков |
Показа-тель качества | ||
Среднее значение |
Коэффициент вариативности |
Среднее значение |
Коэффициент вариативности | |||
Глухие |
1 |
131 |
18 |
3,4 |
72 |
38,6 |
2 |
143 |
20 |
3,3 |
43 |
43,3 | |
3 |
164 |
20 |
4,6 |
73 |
35,7 | |
Слышащие |
1 |
101 |
27 |
3,1 |
61 |
32,6 |
2 |
141 |
17 |
2,5 |
54 |
56,4 | |
3 |
155 |
20 |
2,3 |
50 |
67,4 |
Каждая из приведенных таблиц включает средние арифметические значения количеств знаков, просмотренных испытуемыми, и коэффициенты вариативности. Для сопоставимости показателей двух серий опытов таблицы содержат также данные о среднем количестве допущенных ошибок в пересчете на 200 просмотренных знаков и коэффициенты вариативности этого показателя. Общее суждение о продуктивности внимания можно получить, анализируя показатели "качества".
Анализ результатов, представленных в таблицах, демонстрирует основную тенденцию совершенствования произвольного внимания у глухих и слышащих учащихся в процессе обучения. Прежде всего, об этом свидетельствуют количественные показатели устойчивости внимания учащихся, которые к концу младшего школьного возраста у них возрастают.
Приведенные результаты опытов показывают, что возрастание объема перерабатываемой информации происходит у слышащих учащихся в период обучения в начальной школе несколько интенсивнее, чем у глухих сверстников.
Меньший объем работы, выполняемый глухими учащимися, обуславливается особенностями зрительного восприятия и их общей замедленностью развития.
Следует отметить, что состояние устойчивости внимания во многом зависит от общего уровня развития произвольного внимания того или иного контингента учащихся. Так, у глухих учащихся подготовительных классов преобладает неустойчивое внимание. Это выражается, прежде всего, в высокой отвлекаемости глухих даже в период проведения основного опыта. О преобладании неустойчивого внимания у глухих учащихся свидетельствует также некачественность и незавершенность выполняемого задания. Некоторые испытуемые подготовительных классов после незначительного по времени верного просматривания строк корректуры соскальзывали на хаотическое выделение объектов внимания (буквы, цифры и др.). Кроме того, у детей относительно быстро создавалось субъективное ощущение завершенности проделанной ими работы. Они раньше положенного времени прекращали опыты, не обращая внимания на значительное количество пропущенных строк и релевантных знаков. В связи с низкими показателями опытов глухих учащихся подготовительных классов, результаты опытов с ними не были внесены в таблицы. В 1 классе у глухих учащихся уже наблюдалось заметное улучшение развития произвольного внимания. Многие особенности внимания, характерные для подготовительных классов, устранялись у первоклассников на этапе вводных опытов. Результаты нашего опыта согласуются с положением высказанном Г.Л. Выготской. Она отмечает, что "в условиях специального воспитания и обучения, при котором учитываются возрастные особенности ребенка, при правильном построении и чередовании занятий со сменой видов деятельности и учетом интересов ребенка рост устойчивости внимания происходит значительно эффективнее и в более короткие сроки".
Материалы о воспитании и обучении:
Особенности мышления школьников
Развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в ...
Исследование
психологического климата в ОУ
С целью подтверждения гипотезы и решения поставленных задач по изучению роли руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении № 27 комбинированного вида, г. Сатка было проведено эк ...
Классификация нарушений слуха
Глухие- лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи. В группе людей можно выделить две подгруппы: 1.Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи). 4 группы глухоты ( ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.