Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся

Страница 2

Таблица 3

Показатели устойчивости внимания глухих и слышащих школьников в опытах с "фигурной" корректурой.

Категории испытуемых

Классы

Количество просмотренных знаков

Количество ошибок

на 200 знаков

Показа-тель качества

Среднее значение

Коэффициент вариативности

Среднее значение

Коэффициент вариативности

Глухие

1

131

18

3,4

72

38,6

2

143

20

3,3

43

43,3

3

164

20

4,6

73

35,7

Слышащие

1

101

27

3,1

61

32,6

2

141

17

2,5

54

56,4

3

155

20

2,3

50

67,4

Каждая из приведенных таблиц включает средние арифметические значения количеств знаков, просмотренных испытуемыми, и коэффициенты вариативности. Для сопоставимости показателей двух серий опытов таблицы содержат также данные о среднем количестве допущенных ошибок в пересчете на 200 просмотренных знаков и коэффициенты вариативности этого показателя. Общее суждение о продуктивности внимания можно получить, анализируя показатели "качества".

Анализ результатов, представленных в таблицах, демонстрирует основную тенденцию совершенствования произвольного внимания у глухих и слышащих учащихся в процессе обучения. Прежде всего, об этом свидетельствуют количественные показатели устойчивости внимания учащихся, которые к концу младшего школьного возраста у них возрастают.

Приведенные результаты опытов показывают, что возрастание объема перерабатываемой информации происходит у слышащих учащихся в период обучения в начальной школе несколько интенсивнее, чем у глухих сверстников.

Меньший объем работы, выполняемый глухими учащимися, обуславливается особенностями зрительного восприятия и их общей замедленностью развития.

Следует отметить, что состояние устойчивости внимания во многом зависит от общего уровня развития произвольного внимания того или иного контингента учащихся. Так, у глухих учащихся подготовительных классов преобладает неустойчивое внимание. Это выражается, прежде всего, в высокой отвлекаемости глухих даже в период проведения основного опыта. О преобладании неустойчивого внимания у глухих учащихся свидетельствует также некачественность и незавершенность выполняемого задания. Некоторые испытуемые подготовительных классов после незначительного по времени верного просматривания строк корректуры соскальзывали на хаотическое выделение объектов внимания (буквы, цифры и др.). Кроме того, у детей относительно быстро создавалось субъективное ощущение завершенности проделанной ими работы. Они раньше положенного времени прекращали опыты, не обращая внимания на значительное количество пропущенных строк и релевантных знаков. В связи с низкими показателями опытов глухих учащихся подготовительных классов, результаты опытов с ними не были внесены в таблицы. В 1 классе у глухих учащихся уже наблюдалось заметное улучшение развития произвольного внимания. Многие особенности внимания, характерные для подготовительных классов, устранялись у первоклассников на этапе вводных опытов. Результаты нашего опыта согласуются с положением высказанном Г.Л. Выготской. Она отмечает, что "в условиях специального воспитания и обучения, при котором учитываются возрастные особенности ребенка, при правильном построении и чередовании занятий со сменой видов деятельности и учетом интересов ребенка рост устойчивости внимания происходит значительно эффективнее и в более короткие сроки".

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

История педагогической мысли
Начало нашей эры стало свидетелем глубочайших кризисов античного мира. Огромная Римская Империя перестала выдерживать свою собственную тяжесть. Кризисы III и V вв. привели к ее исчезновению на Западе и к превращению к VII в. Восточной Римской Империи в Византию. С крушением Западной Римской Империи ...

Анализ различных видов мышления
Тест: «Обведи контур» Оценка наглядно-действенного мышления . Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части. Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно ...

Пути приобщения младших школьников к искусству слова
В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления. Сторонники одного направления – психол ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru