Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся

Страница 2

Таблица 3

Показатели устойчивости внимания глухих и слышащих школьников в опытах с "фигурной" корректурой.

Категории испытуемых

Классы

Количество просмотренных знаков

Количество ошибок

на 200 знаков

Показа-тель качества

Среднее значение

Коэффициент вариативности

Среднее значение

Коэффициент вариативности

Глухие

1

131

18

3,4

72

38,6

2

143

20

3,3

43

43,3

3

164

20

4,6

73

35,7

Слышащие

1

101

27

3,1

61

32,6

2

141

17

2,5

54

56,4

3

155

20

2,3

50

67,4

Каждая из приведенных таблиц включает средние арифметические значения количеств знаков, просмотренных испытуемыми, и коэффициенты вариативности. Для сопоставимости показателей двух серий опытов таблицы содержат также данные о среднем количестве допущенных ошибок в пересчете на 200 просмотренных знаков и коэффициенты вариативности этого показателя. Общее суждение о продуктивности внимания можно получить, анализируя показатели "качества".

Анализ результатов, представленных в таблицах, демонстрирует основную тенденцию совершенствования произвольного внимания у глухих и слышащих учащихся в процессе обучения. Прежде всего, об этом свидетельствуют количественные показатели устойчивости внимания учащихся, которые к концу младшего школьного возраста у них возрастают.

Приведенные результаты опытов показывают, что возрастание объема перерабатываемой информации происходит у слышащих учащихся в период обучения в начальной школе несколько интенсивнее, чем у глухих сверстников.

Меньший объем работы, выполняемый глухими учащимися, обуславливается особенностями зрительного восприятия и их общей замедленностью развития.

Следует отметить, что состояние устойчивости внимания во многом зависит от общего уровня развития произвольного внимания того или иного контингента учащихся. Так, у глухих учащихся подготовительных классов преобладает неустойчивое внимание. Это выражается, прежде всего, в высокой отвлекаемости глухих даже в период проведения основного опыта. О преобладании неустойчивого внимания у глухих учащихся свидетельствует также некачественность и незавершенность выполняемого задания. Некоторые испытуемые подготовительных классов после незначительного по времени верного просматривания строк корректуры соскальзывали на хаотическое выделение объектов внимания (буквы, цифры и др.). Кроме того, у детей относительно быстро создавалось субъективное ощущение завершенности проделанной ими работы. Они раньше положенного времени прекращали опыты, не обращая внимания на значительное количество пропущенных строк и релевантных знаков. В связи с низкими показателями опытов глухих учащихся подготовительных классов, результаты опытов с ними не были внесены в таблицы. В 1 классе у глухих учащихся уже наблюдалось заметное улучшение развития произвольного внимания. Многие особенности внимания, характерные для подготовительных классов, устранялись у первоклассников на этапе вводных опытов. Результаты нашего опыта согласуются с положением высказанном Г.Л. Выготской. Она отмечает, что "в условиях специального воспитания и обучения, при котором учитываются возрастные особенности ребенка, при правильном построении и чередовании занятий со сменой видов деятельности и учетом интересов ребенка рост устойчивости внимания происходит значительно эффективнее и в более короткие сроки".

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогические условия формирование математической речи младших учеников в курсе начального математического образования
Формирование математической речи учащихся и овладение ими математическим языком обеспечивает сознательность учения, ускоряет становление математического мышления как общности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, мышлению свернутыми конструкциями, разумному оперированию знако ...

Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с патологией слуха
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семь ...

Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали». Цель: 1. Развивать ориентировку в пространстве. 2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. Ход игры: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педа ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru