В условиях продолжительных нагрузок в учебной и трудовой деятельности способность к сохранению длительного сосредоточения внимания и адекватного его переключения является важным фактором, обеспечивающим эффективность протекания умственной и физической работы.
При характеристике внимания как сложного психического явления принято выделять ряд его сторон. К числу наиболее существенных сторон внимания относят обычно его устойчивость. Устойчивость определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Таким образом, устойчивость представляет собой характеристику внимания во времени.
Динамика развития устойчивости внимания глухих учащихся в период начального школьного обучения
В целях выявления особенностей возрастных изменений устойчивости внимания глухих учащихся произведен сравнительный анализ показателей, характеризующих устойчивость внимания в 2 группах испытуемых. Причем произведено сопоставление показателей опытов глухих с аналогичными данными слышащих школьников.
Полученные результаты устойчивости внимания последовательно представлены в таблицах 1, 2, 3, отражающих обобщенные данные статистической обработки "буквенной", "цифровой" и "фигурной" корректур первой серии опытов.
Таблица 1
Показатели устойчивости внимания глухих и слышащих школьников в опытах с "буквенной" корректурой.
Категории испытуемых |
Классы |
Количество просмотренных знаков |
Количество ошибок на 200 знаков |
Показа-тель качества | ||
Среднее значение |
Коэффициент вариативности |
Среднее значение |
Коэффициент вариативности | |||
Глухие |
1 |
170 |
20 |
7,5 |
55 |
22,6 |
2 |
207 |
22 |
7,5 |
52 |
27,6 | |
3 |
264 |
20 |
5,0 |
39 |
52,8 | |
Слышащие |
1 |
174 |
24 |
4,4 |
53 |
39,5 |
2 |
214 |
22 |
3,2 |
64 |
66,8 | |
3 |
269 |
19 |
2,7 |
48 |
89,6 |
Таблица 2
Показатели устойчивости внимания глухих и слышащих в опытах с "цифровой" корректурой.
Категории испытуемых |
Классы |
Количество просмотренных знаков |
Количество ошибок на 200 знаков |
Показа-тель качества | ||
Среднее значение |
Коэффициент вариативности |
Среднее значение |
Коэффициент вариативности | |||
Глухие |
1 |
148 |
27 |
4,6 |
63 |
32,1 |
2 |
160 |
26 |
4,7 |
41 |
34 | |
3 |
192 |
20 |
3,2 |
52 |
60 | |
Слышащие |
1 |
132 |
20 |
3,1 |
63 |
42,6 |
2 |
175 |
15 |
3,0 |
51 |
58,3 | |
3 |
202 |
22 |
2,7 |
47 |
74,8 |
Материалы о воспитании и обучении:
Воспитание лидеров детского коллектива
Для воспитания лидеров детского коллектива при Доме детского творчества была разработана программа «Я - лидер». Программа ориентированна на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его р ...
Лингвистические характеристика плана урока
Анализируя лексический состав текста плана урока, мы выявили, что текст достаточно терминирован. Присутствуют термины педагогической области: слуховой диктант, письмо по образцу, работа по иллюстрации (с текстом, индивидуальная, в группах, парная и др.), выделение звуков, образец написания, объясни ...
Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.