Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Страница 5

При установлении последовательности опытов нами учитывалась сложность предъявляемого материала. В связи с этим во всех классах в первую очередь проводились опыты с простой сменой объектов внимания, т.е. на материале "цифровой" либо "фигурной" корректур и лишь в отдельных случаях - на "буквенных" корректурах. Последняя корректура предусматривала выполнение наиболее сложного задания при переключении внимания.

В наших опытах произвольное внимание глухих учащихся самым тесным образом связано с процессом восприятия. В процессе восприятия инструкции (содержания) предстоящего задания вырабатывается первичный эталон, модель предстоящей деятельности. Формирование модели происходит на основе первичных признаков, характеризующих различные информативные признаки объектов внимания (длина, кривизна, выпуклость и др.), а также различные двигательные действия (подчеркивание, вычеркивание и др.). Формирование эталона, модели предстоящей деятельности завершается на первом этапе переработки информации, в наших экспериментах - на стадии изучения испытуемыми корректурных таблиц.

Выполнение заданий испытуемыми осуществлялось на основе зрительного восприятия, которое реализуется, как известно, с участием таких перцептивных действий как слежение, обнаружение, различение, идентификация и опознание. Фиксация опознавательных объектов внимания в корректурном листе производилась путем различных двигательных действий (обводка, подчеркивание, вычеркивание и др.). Все это позволило выделить отдельные признаки проявления внимания испытуемых, которые фиксировались в виде различных количественных и качественных показателей.

В нашем исследовании успешность внимания учащихся оценивались по двум показателям: по объему (интенсивности) и по точности работы. Объем работы характеризуется количеством просмотренных знаков. При определении точности работы, характеризующей внимание с его качественной стороны, анализировался типовой состав допущенных ошибок. В частности, в I серии опытов, выявлялись пропуски, исправления, неправильно выделенные объекты внимания и другие, а во II серии опытов с "буквенной" корректурой включались также ошибки на дифференцировочный раздражитель.

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке. Прежде всего, было вычисление среднее арифметическое количество () просмотренных знаков по каждой корректурной пробе и по каждой группе глухих и слышащих испытуемых.

Затем был определен коэффициент вариативности (V) по формуле (1), среднее арифметическое и коэффициенты вариативности числа допущенных ошибок.

V= (1)

где s - среднее квадратическое отклонение,

- среднее арифметическое.

Количественные показатели ошибок у глухих и слышащих испытуемых пересчитывались на 200 просмотренных знаков. Показатель качества работы испытуемых высчитывался по формуле (2).

Q= (2)

где S - число просмотренных знаков,

W - число допущенных ошибок.

Произведен корреляционный анализ между показателями внимания каждой серии опытов, между показателями устойчивости и переключения внимания по каждой корректуре и по каждой возрастной группе. Статистическая достоверность различий вычислялась по формуле Стьюдента.

Таковы основные задачи и методы, используемые нами при исследовании особенностей произвольного внимания у глухих учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы о воспитании и обучении:

Предложения по организационно-структурной поддержке введения элементов образовательного туризма в деятельность колледжа
В настоящий момент организационная структура колледжа сформирована без учета задач, которые необходимо выполнять для организации групп по программе образовательного туризма в рамках учебных планов. Поэтому в должностных инструкциях сотрудников колледжа, которые фактически занимаются выполнением раб ...

Понятие о лексических антонимах
Анто́нимы (греч. αντί- "против" + όνομα "имя") — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы по тип ...

Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР
Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дошкольники, при ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru