Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Страница 4

Таким образом, анализ состояния исследованности особенностей развития произвольного внимания свидетельствует о том, что проблема устойчивости и переключения внимания глухих детей недостаточно освещена в специальной литературе.

Теоретический анализ проблемы внимания разработанной в общей и в специальной психологии позволил сформулировать ряд задач исследования, к числу которых относятся:

выявление закономерностей и особенностей развития основных свойств внимания (устойчивость, переключение) у глухих учащихся начальных классов;

рассмотрение сущности индивидуальных особенностей внимания глухих школьников;

установление путей развития основных свойств внимания у глухих школьников в процессе учебной деятельности.

Решение поставленных задач осуществлялось путем проведения исследований с привлечением учащихся начальных классов школы-интерната глухих детей г. Тулы - всего 22 человека. Полученные данные сравнивались с данными, полученными в исследованиях с привлечением слышащих школьников с 1 по 3 классы школы №53 г. Тулы.

В основу исследования особенностей развития произвольного внимания у глухих учащихся положены данные, полученные в результате проведения с учащимися 2-х серий опытов (по устойчивости и переключению внимания). Длительность выполнения каждой серии составила 2 минуты. Опыты проводились с одними и теми же учащимися, индивидуально, либо в группах из двух человек. В методике инструктажа использовались вводные задания. Объяснения давались в устной и дактильной форме. К выполнению основного опыта глухие учащиеся приступали только после полного уяснения стоящей перед ними задачи.

Мы учитывали, что обеспечение оптимального управления действиями у глухих учащихся достигается на этапе усвоения инструкции при таких мероприятиях, как многократное введение информации, введение комплексных форм информационных сообщений, включающих устные, письменные, дактильные и жестовые компоненты, использование заранее подготовленной словесной и аналоговой информации и др. Проводившееся нами инструктирование глухих учащихся предусматривало применение такого рода комплексных форм информационных сообщений.

Работа со слышащими учащимися осуществлялась, также, в рамках 2-х серий опытов в групповом порядке (от 5 до 10 человек). При этом использовалась словесная инструкция с последующей демонстрацией пробного выполнения предстоящего задания на 1-2 строчках корректурной таблицы. После того как, экспериментатор убеждался в том, что испытуемым задание понятно, начинался эксперимент.

В первой серии опытов изучались особенности устойчивости внимания. Через две минуты после начала опытов, командой "стоп", прекращалась работа, и отмечалось то место строчки, где каждого испытуемого заставала поданная команда.

Во второй серии опытов выявлялись особенности переключения внимания. Порядок проведения опытов был примерно такой же, как и в первой серии с изменением содержания опытов.

В качестве зрительных объектов внимания испытуемым предлагались три вида корректурных таблиц с буквенным, цифровым и фигурным наполнением (см. приложения). Фигурные изображения были представлены контурами геометрических тел и другими несложными объектами.

В первой серии опытов с "буквенной" корректурой необходимо было вычеркивать буквы "X" и "И". Во второй серии вычеркивание букв "X" и "И", осуществлялись во всех случаях кроме тех, когда перед буквой "X" стояла буква "В", а перед буквой "И" - буква "Е". В этих случаях сочетание "ВХ" и "ЕИ" следовало подчеркнуть. Таким образом, буквы "В" и "Е" являлись в наших опытах дифференцировочным раздражителем.

В I серии опытов с "цифровой" корректурой испытуемым предлагалось подчеркнуть цифры 2, вычеркнуть 7 и обвести 5. Во II серии нужно было подчеркивать цифры 3, вычеркивать цифры 6 и обводить 5.

В I серии опытов с "фигурной" корректурой, где изучались особенности устойчивости внимания, испытуемым необходимо было поставить в треугольнике черточку (минус), в квадрате - крестик (плюс) и во флажке - точку. Во II серии опытов следовало отыскивать четырехугольник (прямоугольник), звездочку и круг и соответственно расставить знаки: черточку (минус), крестик (плюс) и точку.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Познавательные процессы личности. Ощущение: понятие, свойства, классификация, взаимодействие ощущений
Согласно Мещерякову Б.Г. ощущение – "психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних, а также, возникающее в результат ...

Организация и проведение КТД «Стенгазета «Я и мой друг»»
Цель — развитие интереса школьника к себе и своим товарищам, открыть себя для других, открыть других для себя, опказать свои положительные стороны, заинтересовать собой и своим другом других детей в классе. Комментарий. Ключевое в этой формуле — слово «интерес», выражающее готовность, позитивный на ...

История тьюторства
Университеты средних веков и современные университеты далеко не одно и то же. По содержанию образования низшая ступень средневекового университета – факультет свободных искусств - соотносима с нашей средней и старшей школой, на ней школяры осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметик ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru