Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Страница 3

В специальной литературе неоднократно ставился вопрос об особенностях развития внимания аномальных детей, и указывалось на недостаточную степень разработки этой проблемы.

В последнее время наблюдается увеличение числа работ, посвященных особенностям произвольного внимания умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития.

И.Л. Баскакова провела сравнительное исследование устойчивости внимания нормальных и умственно отсталых подростков. Ею было раскрыто качественное превосходство данного свойства внимания у детей с нормальным интеллектом. Аналогичные данные были получены С.В. Лиепинь при изучении объема, устойчивости, распределения внимания умственно отсталых детей младшего школьного возраста. При исследовании динамики умственной работоспособности учащихся вспомогательных школ было показано своеобразие развития и произвольного внимания данной категории учащихся (И.Г. Еременко, Л.И. Переслени, Л.И. Солдулаев, Г.М. Плешкановская, Г.М. Понарядова, и др.).

Изучение развития внимания умственно отсталых учащихся и детей с задержками психического развития (1-4 классы), проведенное Г.М. Понарядовой, позволило выявить преимущество последних в показателях устойчивости, переключения и распределения. Вместе с тем было замечено, что каждый ученик "с задержкой умственного развития, имеет дефект организованности внимания в том или ином проявлении" .

Таким образом, исследователи, занимавшиеся вопросами развития внимания у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития, отмечают, что у них наблюдаются значительные нарушения произвольного внимания.

Для введения в проблему нашего исследования представляется необходимым несколько остановиться на характеристике развития зрительного восприятия глухих детей. Как и в большинстве работ, посвященных изучению внимания, в нашем исследовании данная проблема также рассматривается в сенсорном плане. Такой подход в отношении детей с недостатками слухового восприятия является весьма важным.

В младшем и в среднем школьном возрасте у глухих детей обнаруживается определенное своеобразие развития зрительного восприятия по сравнению со слышащими сверстниками. При анализе скорости визуального восприятия и узнавания предметов (К.И. Вересотская, Х. Майклбает и М. Браттен,) было обнаружено, что эти процессы протекают у глухих детей заметно медленнее, чем у слышащих. Существенные различия между этими категориями детей обнаружены не только в скорости, но и в самом характере узнавания и сравнения различного рода объектов и явлений при зрительном их восприятии (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, М.М. Нудельман, и др.).

Недостатки познавательной деятельности у глухих учащихся отмечаются также и при восприятии ими чертежной информации, где возникает необходимость относительно сложной мыслительной переработки наглядных данных (А.П. Розова, В.Н. Чулков).

Вместе с тем, материалы, приведенные в работах указанных авторов, дают основание утверждать, что зрительное восприятие глухих учащихся в значительной мере совершенствуется в период их школьного обучения. Это приводит к сглаживанию различий между глухими и слышащими школьниками в уровне развития указанного вида познавательной деятельности.

А.В. Владимирский, исследовавший работоспособность глухих школьников, отмечал большую их утомляемость по сравнению со слышащими сверстниками. Анализ результатов исследования А.В. Владимирского позволяет говорить о недостаточной устойчивости внимания глухих учащихся.

Интересно отметить, что аналогичные данные были получены Б.М. Зайцевым при изучении динамики работоспособности глухих учащихся (13-14 лет) и студентов (17-20 лет) в течение учебного дня. Автором установлено, что в результате влияния учебной нагрузки показатели устойчивости внимания оказываются более низкими у глухих, чем у слышащих учащихся. Наиболее заметные различия в устойчивости внимания между глухими и слышащими учащимися обнаружены в начале учебного дня, что свидетельствует в определенной мере, о замедленном вхождении в работу лиц с недостатками слуха.

При исследовании объема внимания глухих школьников (определялось количество различных видов зрительной информации, которое может быть воспринято школьниками за короткий интервал времени) А.Я. Розова отмечает преимущество слышащих учащихся по сравнению с глухими сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым ...

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Управление образованием в социально-территориальных системах
Управлять образованием в социально-территориальных системах – это не то же самое, что управлять системой образования на той или иной территории. Здесь необходимо сопряжённое управление и социальными системами образования как институтами, и образованием более сложного характера, каковым является соц ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru