Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Страница 2

Итак, Н.Ф. Добрынин под вниманием понимает "направленность психики (сознания), на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточенность психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности".

Известно, что внимание характеризуется различными проявлениями, названными свойствами внимания. Среди различных свойств внимания основным в педагогическом процессе считаются устойчивость и переключение.

Под устойчивостью внимания понимается длительность сохранения интенсивного концентрированного внимания. Устойчивость представляет собой характеристику внимания во времени .

Показатели устойчивости внимания использовались целым рядом исследователей для оценки умственной работоспособности учащихся (А.В. Владимирский, И.А. Сикорский, М.В. Антропова, М. Громбах, Р.Г. Сапожникова, П.Д. Белоус, и др.). Рассматривалась роль устойчивости внимания и в разрешении вопросов профотбора (К.К. Платонов, Н.И. Майзель, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, и др.).

Н.Ф. Добрынин, Ф.Н. Гоноболин, И.Л. Баскакова, С.Л. Калинникова и другие психологи отмечают ведущее значение устойчивости внимания для обеспечения успешности учебной деятельности.

Н.Ф. Добрыниным и И.А. Арямовым установлено, что внимание детей младшего школьного возраста может сохраняться непрерывно в течение всего урока без особых признаков их утомления. Над проблемой повышения устойчивости внимания работала С.Н. Калинникова. Она исследовала состояние внимания учащихся 5 и 8 классов в процессе комментированного письма. Было установлено, что продолжительное сосредоточение внимания учащихся на выполнении длительных умственных действий дает положительные результаты.

Изучению индивидуальных особенностей внимания в младшем школьном возрасте посвящено исследование Н.П. Диевой. В своих работах автор подтвердила ранее выявленные возрастные особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Было установлено, что устойчивость внимания у детей различна. В то же время многие из них способны удерживать длительное сосредоточенное внимание. Н.П. Диева, исследуя индивидуальные особенности внимания учащихся, выявила взаимозависимость устойчивости внимания испытуемых с их личностными качествами: прошлым опытом, интересами, привычками и др. Такая взаимозависимость обуславливается также и состоянием организации деятельности учащихся.

Проблемами переключения внимания занимались И. В Лаврова, Т.В. Кудрявцев, Л.И. Солнцева, С.Ф. Спичак, И.П. Диева, Е.М. Никиреев, И.В. Полякова, Л.С. Ходаковский и др.

В литературе нет единства в определении понятия переключения внимания. Одни авторы под переключением внимания понимают переход одного вида деятельности к другому, другие (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов) под переключением внимания признают непосредственный процесс перехода с (его) одного объекта на другой. Однако большинство авторов при определении сущности переключения внимания придерживаются позиции Н.Ф. Добрынина, которую мы и разделяем.

Вопросами особенностей переключения внимания внутри одного рода деятельности и переключения внимания в условиях эмоционального напряжения (игры) занимались И.В. Полякова, Л.С. Ходаковский. Они пришли к выводу о том, что переключение внимания характеризуется временными показателями. Сам же процесс переключения является двухстадийным: само переключение внимания и (2) процесс выполнения новой деятельности по новой инструкции. По мнению авторов, переключение внимания связано с различными сторонами подвижности нервных процессов.

Значительный интерес в плане нашего исследования представляют исследования С.Ф. Спичак. При изучении особенностей умственной и сенсорной деятельности в условиях частого переключения внимания она установила, что с увеличением темпа деятельности наблюдается увеличение числа ошибок и поправок, причем распределяются эти ошибки неравномерно.

Следует отметить, что психологи неоднократно пытались исследовать взаимосвязь разных свойств внимания и их роль в познавательных процессах (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, И.В. Страхов и др.). Было проведено экспериментальное исследование внимания взрослых людей (Л.Н. Фоменко, 1972). В результате была выявлена общая картина особенностей внутрифункциональных связей внимания. По числу связей, в первую очередь, выделяются "объем и устойчивость внимания". Эти свойства являются как бы двумя связующими центрами, объединяющими вокруг себя все остальные свойства внимания. "Взаимосвязи переключения и концентрации внимания между собой, - пишет Л.Ф. Фоменко, - менее тесные, чем с объемом и устойчивостью" . Далее Л.Н. Фоменко раскрывает взаимосвязь между отдельными свойствами внимания и познавательными процессами (памятью и мышлением).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение ...

Назначение, функции плана. Требования к планированию
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения постав ...

Сравнительный анализ состояния зрительно-пространственных функций
Анализ результатов исследования ориентировки в окружающем пространстве, выполнении проб Хэда, составления разрезанных картинок и конструирования фигур из палочек показал, что у школьников с дислексией в большинстве случаев (73% испытуемых) нарушена ориентировка в окружающем пространстве. Так, данны ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru