Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии

Страница 1

Внимание являлось одним из первых объектов исследования в экспериментальной психологии. Разработкой проблемы внимания занимались такие видные ученые как В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др.

Большое значение для понимания физиологических основ внимания имели работы выдающихся русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова,

А.А. Ухтомского.

Следует также отметить, что проблема внимания уже давно интересовала ученых-педагогов. Так, выдающийся педагог К.Д. Ушинский большое значение придавал вопросам, связанным с воспитанием внимания детей. Ученый считал внимание одним из самых важных факторов эффективности психической деятельности в процессе обучения.

Значение внимания и его сущность раскрывается во многих трудах отечественных психологов (Е.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, И.В. Страхов, и др.).

Проблема внимания исследуется в нескольких направлениях:

разрабатываются вопросы теории внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.),

исследуется роль внимания в различных видах деятельности (А.П. Розова, К.К. Платонов, А.А. Макагонова, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни, В.И. Страхов и др.),

изучаются вопросы физиологических механизмов внимания (П.К. Анохин, Е.Н. Соколов, Е.Д. Хомская и др.)

проблема внимания разрабатывается в психолого-педагогическом аспекте (Н.Ф. Добрынин, И.В. Страхов, В.И. Страхов, Б.Г. Ананьев, и др.).

В работах Л.С. Выготского были научно обобщены взгляды на природу психики и, в частности, на природу внимания. Центральной в его работах стала проблема развития высших психических функций.

Изучение проблемы внимания основывается на теории интериоризации высших психических функций. Выдвинутое Л.С. Выготским и разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия и др. положение, относящееся к данной проблеме, состоит в следующем: непроизвольное внимание является элементарным процессом внимания, осуществляемым посредством наследственных нервных механизмов. Этот вид внимания свойственен как человеку, так и животным. Произвольное внимание качественно отлично от непроизвольного как по механизму происхождения, так и по способам реализации. Произвольное внимание - это процесс, являющийся главным образом продуктом социального развития.

А.Н. Леонтьев в результате проведенных исследований произвольного внимания выделил три стадии его развития. Дошкольный возраст - это стадия развития натуральных, непосредственных актов. На этой стадии развития ребенок еще не способен овладеть своим поведением при помощи организации специальных "стимулов-средств". Следующая стадия характеризуется возрастающей ролью "стимулов-средств" в организации произвольного внимания. У взрослых людей снова приобретают больное значение непосредственные акты познания, т.е. возрастает роль непроизвольного внимания. На этой, высшей стадии развития происходит то, что условно обозначается как процесс "выращивания" внешнего средства, т.е. внешний знак превращается во внутренний знак ([30], 176).

Занимаясь разработкой методов поэтапного формирования умственных действий и понятий, П.Я. Гальперин рассматривает внимание, как отдельную форму психической деятельности. Внимание, по его мнению, представляет собой контроль, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. Исходя из этой гипотезы, под непроизвольным вниманием понимается контроль, идущий за тем, что в предмете "само бросается в глаза". Произвольное внимание - планомерный "контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана с помощью заранее установленных критериев и способов их применения". В плане этой гипотезы был выполнен ряд экспериментальных работ по формированию внимания.

В советской психологии фундаментальное исследование различных вопросов внимания в значительной мере связано с именем Н.Ф. Добрынина. Он рассматривает внимание не как самостоятельный процесс, а как характеристику динамики протекания психических процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и др.)"внимание не имеет своего особого содержания; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них" . Основное функциональное назначение внимания - регулирование психической деятельности человека. "Регулирующая функция внимания, - пишет Н.Ф. Добрынин, - проявляется в том, что с помощью внимания выделяется та цель, которая является для личности в данный момент наиболее значимой. Все прочее устраняется".

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А.А. Гатцука). Однако ...

Гжельская керамика
Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной роспись ...

Категории педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru