Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков

Страница 2

Один из самых важных моментов в развитии подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Л.С.Выготский отмечает, что у подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремясь познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат оценки о нем взрослых, товарищей, коллектива. Подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Появляются попытки и самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, но не обладая достаточным умением правильно анализировать свое эмоциональное состояние и собственные личностные проявления на этой почве могут возникнуть конфликты как между подростком и сверстниками, так и между подростком и взрослыми, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и реальным положением в коллективе и отношением к нему со стороны товарищей и взрослых.

Отсюда девиантное (отклоняющееся) поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностей проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

В.Т.Кондрашенко характеризует девиантное, или отклоняющееся, поведение как нарушение поведения, не обусловленное нервно-психическими заболеваниями, определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы,но не влекущих уголовной ответственности из –за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

В.Т.Кондрашенко выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные.

Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).

К антисоциальному типу поведенческих отклонений относятся поступки, которые наносят вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины ,хулиганство). Эти отклонения свидетельствуют о ярком нарушении социальных норм, то есть образцов, стандартов деятельности, правил поведения, выполнение которых ожидается от члена какой- либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

Противоправный тип социальных отклонений связан с серьезными нарушениями моральных и правовых норм, приводит к глубоким негативным последствиям для социума (грабежи, бандитизм, убийства, терроризм).

Аутоагрессивные отклонения причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.

Современные исследования в области психологии и социальной педагогики также указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования индивида; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие "лишнего" времени и неумение проводить свой досуг. Выявление негативных влияний, способствующих появлению девиантного поведения, затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

По мнению А.И.Захарова, особое значение среди факторов, Влияющих на формирование девиантного поведения, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании девиантного поведения, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся
Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом у ...

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Образовательные цели изучения производной функции
При изучении темы "Производная" проявляются известные трудности, связанные с осуществлением предельных переходов. Важно поэтому придать изложению возможно более наглядный и конкретный характер. Включённые в курс сведения о пределах имеют вспомогательный характер, они не обходимы для вывод ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru