Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков

Страница 1

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

В связи со спецификой развития подростков в этот период можно наблюдать различные особенности проявлений девиантного поведения.

Принято выделять следующие особенности подросткового возраста: интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма, неустойчивая эмоциональная сфера, самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости "завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе; формирование характера; формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор группы; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям; склонность к риску, агрессивности; появление сексуальных влечений и интересов; формирование самосознания и саморегуляции.

Отметим специфику социальной ситуации развития, которая заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности взрослеющего ребенка быть полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым, а иногда и проявления грубости по отношению к сверстникам. Т.В.Драгунова отмечает, что особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития ребенка, его общественным положением в мире взрослых.

Главные новообразования этого возраста, по Ф. Райс - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Ф.Райс положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Подростковый возраст является важным периодом характерообразова- ния. А.Е.Личко указывает, что характер постепенно стабилизируется, эмоциональный фон становится эмоционально устойчивым. Нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического и эмоционального развития можно отметить повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам: нарушениям дисциплины, крикливости, беготне, бродяжничеству и т.д.

В подростковом возрасте возникают и серьезные увлечения, порой принимающие форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим важным занятиям. Любознательность и любопытство, стремление познать больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов, а также могут способствовать развитию склонности к риску. Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке
Проблема познавательной способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней. В педагогической практике, наблюдая за деятельнос ...

Получение некоторых цветов при крашении шерсти
В светлые тона окрашивается только белая пряжа. Бледные цвета достигаются тем же красителем, что и интенсивные, только при этом берется малая доза. Для получения нужных оттенков можно в основной краситель добавить небольшое количество другого красителя. Салатовый цвет: шерсть сначала окрашивают в б ...

Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru