Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков

Страница 1

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

В связи со спецификой развития подростков в этот период можно наблюдать различные особенности проявлений девиантного поведения.

Принято выделять следующие особенности подросткового возраста: интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма, неустойчивая эмоциональная сфера, самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости "завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе; формирование характера; формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор группы; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям; склонность к риску, агрессивности; появление сексуальных влечений и интересов; формирование самосознания и саморегуляции.

Отметим специфику социальной ситуации развития, которая заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности взрослеющего ребенка быть полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым, а иногда и проявления грубости по отношению к сверстникам. Т.В.Драгунова отмечает, что особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития ребенка, его общественным положением в мире взрослых.

Главные новообразования этого возраста, по Ф. Райс - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Ф.Райс положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Подростковый возраст является важным периодом характерообразова- ния. А.Е.Личко указывает, что характер постепенно стабилизируется, эмоциональный фон становится эмоционально устойчивым. Нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического и эмоционального развития можно отметить повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам: нарушениям дисциплины, крикливости, беготне, бродяжничеству и т.д.

В подростковом возрасте возникают и серьезные увлечения, порой принимающие форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим важным занятиям. Любознательность и любопытство, стремление познать больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов, а также могут способствовать развитию склонности к риску. Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Разновидности общения
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения, ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются. Б.Т. Парыгин ...

Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
Практическая реализация социальной политики государства осуществляется через социальную работу. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Д ...

Применение решебников в учебной практике
В последние десятилетия в связи с облегчением процесса книгоиздательства и развитием информационных технологий значительно возросли объем и доступность учебной информации. Никогда ранее не появлялось столько книг, содержащих решения задач к стандартным задачникам, диктантов, сочинений, рефератов и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru