- Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору (сплошь – по выбору).
- В глазах мил, за глаза постыл (в глазах – за глаза, мил – постыл).
- Нельзя перескочить, так можно подлезть (нельзя – можно, перескочить – подлезть).
- Речи – мед, а дела как полынь (речи – дела, мед – полынь).
- Рубашка беленька, да душа черненька (беленька – черненька).
- Красота приглядится, а ум впереди пригодится (красота – ум).
- В одно ухо влезает, в другое вылезает (влезает – вылезает).
- Волос долог, да ум короток (долог – короток).
- Умный не осудит, а глупый не рассудит (умный – глупый).
- Умный плачет, а глупый скачет (умный – глупый, плачет – скачет).
- Ласковый взгляд, да на языке яд (ласковый взгляд – яд).
Кроме того на занятиях детям предлагалось найти антонимы в следующих загадках:
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).
Итак, использование малых форм фольклора в развитии способности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать в своей речи антонимы осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
После коррекционно-логопедической работы по формированию понимания антонимов у детей дошкольного возраста было проведено повторное исследование. Основной целью контрольного эксперимента являлась оценка эффективности формирующего этапа.Результаты исследования отражены в таблицах 3, 4, 5, 6 и 7. Данные таблиц свидетельствуют о том, что уровень понимания антонимов у детей с общим недоразвитием речи III уровня после проведения формирующего эксперимента существенно повысился. Однако для детей экспериментальной группы по-прежнему очень сложными оказались 3 и 6 задания, которые выполнены на наиболее низком уровне (12,6 и 12,8 баллов соответственно – низкий уровень развития).
Таблица 3 Результаты исследования понимания антонимов у детей экспериментальной группы (контрольный этап)
№ |
Имя ребенка |
Задания (баллы) |
Общий балл |
Уровень | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
1 |
Света Б. |
11 |
11 |
10 |
15 |
15 |
10 |
72 |
Средний |
2 |
Тереза Б. |
16 |
17 |
11 |
12 |
14 |
10 |
80 |
Средний |
3 |
Саша Д. |
14 |
16 |
11 |
12 |
13 |
10 |
76 |
Средний |
4 |
Алина П. |
27 |
24 |
18 |
26 |
26 |
22 |
143 |
Высокий |
5 |
Полина С. |
14 |
16 |
10 |
16 |
16 |
12 |
84 |
Средний |
6 |
Ваня В. |
16 |
18 |
12 |
18 |
18 |
12 |
94 |
Средний |
7 |
Ваня К. |
20 |
18 |
14 |
18 |
20 |
14 |
104 |
Средний |
8 |
Валя М. |
12 |
10 |
8 |
12 |
10 |
8 |
60 |
Низкий |
9 |
Вадим Ш. |
24 |
24 |
20 |
24 |
26 |
20 |
138 |
Высокий |
10 |
Вера А. |
16 |
14 |
12 |
16 |
18 |
10 |
86 |
Средний |
Средний показатель группы |
17 |
16,8 |
12,6 |
16,9 |
17,6 |
12,8 |
93,7 |
Средний |
Материалы о воспитании и обучении:
Беседа как один их методов совершенствования культуры общения
Учителями начальной школы накоплен богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках русского языка. Одним из распространенных методов работы является беседа (термин беседы). В педагогической литературе предлагается беседа на тему «Волшебные слова ...
Образовательные цели изучения производной функции
При изучении темы "Производная" проявляются известные трудности, связанные с осуществлением предельных переходов. Важно поэтому придать изложению возможно более наглядный и конкретный характер. Включённые в курс сведения о пределах имеют вспомогательный характер, они не обходимы для вывод ...
Система работы по формированию непроизвольной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических
игр
Проведенная нами работа по диагностике детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста показала, что эти дети обладают недостаточным уровнем развития непроизвольной памяти. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие памяти. В связи с этим нами была с ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.