Его целью явилось изучение формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представлений об антонимах с помощью произведений фольклорного жанра.
Задачи формирующего этапа исследования:
1. Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по формированию представлений об антонимах у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе формирующей работы нами были проведены 2 занятия, помимо этого использовались некоторые упражнения на логопедических занятиях, представленных в "Перспективном плане коррекционно-логопедической работы" за период с сентября по ноябрь, когда находились на практике в данном ДОУ.
Перспективный план коррекционно-логопедической работы
Этапы |
Цель |
Содержание |
1. Подготовительный этап |
Уточнение особенностей состояния речи |
Обследование состояния речи и неречевых психических функций Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт на каждого ребенка. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’],[ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], :[к]-[к’], [х]-[х’]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). |
2. Основной этап |
Работа над слоговой структурой слова |
Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). |
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений |
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки). Знакомство со звуками [м], [б], [д], [г], [в], [н]. Выделение ударного гласного в словах. Подбор слов на гласные звуки. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [иа]. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну. Определение наличия звука в слове ("Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове") – на материале изученных звуков. | |
Формирование лексики |
Лексические темы: "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Части тела", "Осень", "Посуда", "Семья. День Матери", Дикие животные", "Домашние животные", "Дикие птицы". | |
Формирование грамматического строя речи |
Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме "Овощи, фрукты" и т.п. Согласование числительных два и пять с существительными. | |
2. Основной этап |
Развитие связной речи |
Составление простых распространенных предложений. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Домашние животные", Дикие животные", Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) Составление простых распространенных предложений. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Домашние животные", Дикие животные", Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) Обучение детей оперированию в речи антонимами и их пониманию (2 занятия представлены в приложении) |
Развитие мелкой моторики |
Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода) Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. | |
3. Заключительный этап |
Закрепление полученных навыков |
Повторение пройденного материала |
Материалы о воспитании и обучении:
Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...
Особенности дифференциальной диагностики дислалии
В настоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвист ...
Место спецкурса «Витраж в интерьере» в образовательном процессе
Отличительной особенностью данного спецкурса является изучение декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. Широкое и многообразное внедрение видов творчества в педагогическую практику позволит научить цельно, образно, эстетически воспринимать как произведени ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.