Содержание: Ребенку предлагается продолжить начатое предложение, применяя антонимы (15 предложений):
Заяц бегает быстро, а черепаха ползает . .
Мама добрая, а Баба Яга … .
Эта улица широкая, а та …
Знай больше – говори …
Не поев горького, не поймешь …
От радости старые молодеют, от печали молодые …
Никогда не знаешь, где найдешь, а где …
Не вали с больной головы на …
Не узнав горя, не узнаешь …
От доброго житья толстеют, от дурного …
Апельсин сладкий, а лимон…
Птицы летели день и …
Свежие огурцы я люблю больше …
Бедный утёнок был маленький, а охотничий пёс, склонившийся над ним …
Гадкий утёнок стал … лебедем.
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит
0 баллов - отказ или неверное выполнение.
Максимальное количество баллов – 30.
После проведения исследования по вышеперечисленным заданиям, подсчитали общее количество баллов, полученных каждым ребенком, и определили уровень сформированности исследуемых показателей:
высокий уровень – 131-196 баллов,
средний уровень – 65-130 баллов,
низкий уровень – 0-64 баллов.
Результаты исследования отражены в таблицах 1, 2 и 3. Данные таблиц свидетельствуют о том, что понимание антонимов детьми с общим недоразвитием речи III уровня намного ниже, чем детьми с нормой речевого развития.
Для детей экспериментальной группы оказались очень сложными 3 и 6 задания, которые выполнены на наиболее низком уровне как детьми из экспериментальной группы (8 и 10 баллов соответственно – низкий уровень развития), так и детьми из контрольной группы (17,4 и 20,4 баллов соответственно – средний уровень).
Дети обоих групп знают много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: "А что такое пословицы?" Путают между собой: "Пословиц я не знаю, а поговорки знаю" и назвала поддевки (Настя Д.). Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку.
Дети допускали ошибки при правильном построении предложений (20,4 балла – контрольная группа и 10 баллов – экспериментальная группа), так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря.
Таблица 1 Результаты исследования понимания антонимов у детей экспериментальной группы (констатирующий этап)
№ |
Имя ребенка |
Задания (баллы) |
Общий балл |
Уровень | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
1 |
Света Б. |
8 |
6 |
4 |
10 |
8 |
10 |
46 |
Низкий |
2 |
Тереза Б. |
12 |
14 |
10 |
10 |
10 |
8 |
64 |
Низкий |
3 |
Саша Д. |
10 |
12 |
8 |
8 |
8 |
8 |
54 |
Низкий |
4 |
Алина П. |
24 |
20 |
14 |
20 |
20 |
20 |
118 |
Средний |
5 |
Полина С. |
8 |
8 |
4 |
6 |
8 |
6 |
40 |
Низкий |
6 |
Ваня В. |
12 |
12 |
6 |
12 |
14 |
8 |
64 |
Низкий |
7 |
Ваня К. |
16 |
16 |
10 |
14 |
14 |
12 |
82 |
Средний |
8 |
Валя М. |
8 |
4 |
6 |
4 |
6 |
6 |
34 |
Низкий |
9 |
Вадим Ш. |
18 |
18 |
12 |
16 |
18 |
16 |
98 |
Средний |
10 |
Вера А. |
8 |
8 |
6 |
6 |
8 |
6 |
42 |
Низкий |
Средний показатель группы |
12,4 |
11,8 |
8,0 |
10,6 |
11,4 |
10,0 |
64,2 |
Низкий |
Материалы о воспитании и обучении:
Методика по развитию и формированию
сравнения у младших школьников в процессе изучения математики
Сравнение предполагает умение учащихся выполнять следующие действия: выделение свойств у объектов (понятий, отношений); установление общих существенных свойств; выделение основания для сравнения (одного из существенных свойств); сопоставление объектов (понятий, отношений) по данному основанию. Форм ...
Анализ программ по русскому языку
11 декабря 1996 года состоялась коллегия «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации», которая отметила, что в настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработа ...
Индивидуальная консультация с родителями
Тема: Как победить застенчивость Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальн ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.