входит — выходит открывает — закрывает
подходит — отходит стоит — идет
длинный — короткий широкий — узкий
влетает — вылетает большой — маленький
высокий — низкий
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется с ответом (выполнение с подсказкой)
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Максимальное количество баллов – 36.
Блок 2. Исследование активного словаря
Задание № 2. Подбор антонимов
Цель: изучение способности понимать значение антонимов.
Содержание: Проводится в форме игры "Скажи наоборот". Ребенку предлагается поиграть в слова. Надо подобрать к предложенному слову другое слово, противоположное по значению.
Подобрать антонимы к следующим словам (18 слов):
входит — . закрывает — .
встает — . поднимается — .
ползет — . бежит — .
улетает — . ложится — .
плачет — . кладет - …
холодный - …
ловкий - …
ленивый - …
толстый - …
твердый - …
тупой - …
кислый - …
высокий - …
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Максимальное количество баллов – 36.
Задание № 3. Выделение антонимов из набора слов
Цель: изучение способности выделять антонимы в наборе слов.
Содержание: Ребенку предлагается набор слов, в котором два слова являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Ребенок должен найти эти антонимы и назвать их.
Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий.
Ответ: большой и маленький.
Стимульный материал (15 наборов слов):
1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться.
2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить.
3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться.
5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый.
7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать.
8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать.
11. Подвижный, глупый, ленивый, умный, смущенный.
12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться.
13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик.
14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый.
15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать.
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит
0 баллов - отказ или неверное выполнение.
Максимальное количество баллов – 30.
Задание № 4. Выделение антонимов в предложении
Цель: изучение способности вычленять антонимы в предложении.
Содержание: Ребенку предлагается найти антонимы в предложении (15 предложений) и назвать их:
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай.
Утром солнце встает, а вечером садится.
В поле холодно, а в доме тепло.
Мальчик плачет, а девочка смеется.
Летом жарко, а зимой холодно
Корень ученья горек, да плод сладок.
Лучшая вещь новая, лучший друг старый.
Грубость боится вежливости.
Глупость можно победить умом.
Оружием против страха является смелость.
Вот тараторка для ребят: когда молчат, не говорят.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит
0 баллов - отказ или неверное выполнение.
Максимальное количество баллов – 30
Задание № 5. Применение антонимов в словосочетании
Цель: изучение способности использовать антонимы в словосочетании.
Содержание: Ребенку предлагается заменить в словосочетании (пара слов) одно из слов словом-антонимом (17 пар слов):
свежий хлеб - . (черствый хлеб).
холодный ветер - . (теплый ветер).
новая газета - . (старая газета).
свежие яблоки - . (сушеные яблоки).
добрый человек - … (злой человек).
легкий труд - … (тяжелый труд).
высокий рост - … (низкий рост).
дальний родственник - … (близкий родственник).
аккуратный мальчик - … (неряшливый мальчик).
твердый материал - … (мягкий материал).
сытый дядя - … (голодный дядя).
отдохнувшая мама - … (уставшая мама).
ясная погода- … (ненастная , пасмурная погода).
узкая улица - … (широкая улица).
грустная песня - … (весёлая песня).
поздняя весна - … (ранняя весна).
Критерии оценки:
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит
0 баллов - отказ или неверное выполнение.
Максимальное количество баллов – 34.
Задание № 6. Применение антонимов в предложении
Цель: изучение способности использовать антонимы в предложении.
Материалы о воспитании и обучении:
Изучение уровня мышления студентов
«Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление ...
Опытно-экспериментальная работа по изучению методов
музыкально-эстетического воспитания подростков
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО. В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный сос ...
Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у
старшеклассников
Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность е ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.