Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Педагогика сегодня » Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 2

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит — идет

длинный — короткий широкий — узкий

влетает — вылетает большой — маленький

высокий — низкий

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется с ответом (выполнение с подсказкой)

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Максимальное количество баллов – 36.

Блок 2. Исследование активного словаря

Задание № 2. Подбор антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Проводится в форме игры "Скажи наоборот". Ребенку предлагается поиграть в слова. Надо подобрать к предложенному слову другое слово, противоположное по значению.

Подобрать антонимы к следующим словам (18 слов):

входит — . закрывает — .

встает — . поднимается — .

ползет — . бежит — .

улетает — . ложится — .

плачет — . кладет - …

холодный - …

ловкий - …

ленивый - …

толстый - …

твердый - …

тупой - …

кислый - …

высокий - …

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Максимальное количество баллов – 36.

Задание № 3. Выделение антонимов из набора слов

Цель: изучение способности выделять антонимы в наборе слов.

Содержание: Ребенку предлагается набор слов, в котором два слова являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Ребенок должен найти эти антонимы и назвать их.

Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий.

Ответ: большой и маленький.

Стимульный материал (15 наборов слов):

1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться.

2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить.

3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться.

5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый.

7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать.

8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать.

11. Подвижный, глупый, ленивый, умный, смущенный.

12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться.

13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик.

14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый.

15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать.

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит

0 баллов - отказ или неверное выполнение.

Максимальное количество баллов – 30.

Задание № 4. Выделение антонимов в предложении

Цель: изучение способности вычленять антонимы в предложении.

Содержание: Ребенку предлагается найти антонимы в предложении (15 предложений) и назвать их:

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Утром солнце встает, а вечером садится.

В поле холодно, а в доме тепло.

Мальчик плачет, а девочка смеется.

Летом жарко, а зимой холодно

Корень ученья горек, да плод сладок.

Лучшая вещь новая, лучший друг старый.

Грубость боится вежливости.

Глупость можно победить умом.

Оружием против страха является смелость.

Вот тараторка для ребят: когда молчат, не говорят.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит

0 баллов - отказ или неверное выполнение.

Максимальное количество баллов – 30

Задание № 5. Применение антонимов в словосочетании

Цель: изучение способности использовать антонимы в словосочетании.

Содержание: Ребенку предлагается заменить в словосочетании (пара слов) одно из слов словом-антонимом (17 пар слов):

свежий хлеб - . (черствый хлеб).

холодный ветер - . (теплый ветер).

новая газета - . (старая газета).

свежие яблоки - . (сушеные яблоки).

добрый человек - … (злой человек).

легкий труд - … (тяжелый труд).

высокий рост - … (низкий рост).

дальний родственник - … (близкий родственник).

аккуратный мальчик - … (неряшливый мальчик).

твердый материал - … (мягкий материал).

сытый дядя - … (голодный дядя).

отдохнувшая мама - … (уставшая мама).

ясная погода- … (ненастная , пасмурная погода).

узкая улица - … (широкая улица).

грустная песня - … (весёлая песня).

поздняя весна - … (ранняя весна).

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит

0 баллов - отказ или неверное выполнение.

Максимальное количество баллов – 34.

Задание № 6. Применение антонимов в предложении

Цель: изучение способности использовать антонимы в предложении.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ состояния зрительно-пространственных функций
Анализ результатов исследования ориентировки в окружающем пространстве, выполнении проб Хэда, составления разрезанных картинок и конструирования фигур из палочек показал, что у школьников с дислексией в большинстве случаев (73% испытуемых) нарушена ориентировка в окружающем пространстве. Так, данны ...

Общее понятие одаренности
Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидет ...

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru