Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Педагогика сегодня » Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 1

Исследование проведено на базе МДОУ № 3 "Солнышко" (ПГТ Погар, Брянской области).

Его целью констатирующего исследования явилось изучение у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представлений об антонимах.

Задачи констатирующего исследования:

1. Подобрать систему методик для изучения понимания антонимов детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

2. Провести анализ результатов исследования констатирующего эксперимента.

Характеристика детей, участвующих в исследовании

Средний возраст детей, участвующих в эксперименте 5,5-6,3 лет, все они из благополучных семей.

В экспериментальную группу вошли дети (10 человек) из речевой группы, имеющие логопедическое заключение – общим недоразвитием речи III уровня.

В контрольную группу вошли 10 детей с нормальным развитием речи, которые посещают группу общего развития.

Ниже мы приводим общую характеристику некоторых детей экспериментальной группы.

Вова К. Легко возбудимый, нервный, неуравновешенный ребенок. Замкнутый, малообщительный. Во время игр с детьми излишне подвижен, трудно управляемый, агрессивен. Дома Вова очень подвижный, легко возбудимый, бывает, что кричит на своих родителей, дерется со своим младшим братом. С общим недоразвитием речи III уровня

Сеня Б. Необщительный, мало разговорчивый мальчик. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами "да, нет, не знаю". На занятиях не принимает никакого участия, взгляд "отсутствующий". От индивидуального задания старается "увильнуть". С детьми общается мало. Дома, по словам мамы, Сеня любит спокойно играть со своими игрушками. Всегда помогает маме, откликается на просьбы о помощи с желанием. С общим недоразвитием речи III уровня.

Саша Ш. Спокойная уравновешенная девочка. После поступления в группу долго не могла найти контакт с детьми, избегала общения со взрослыми. Сейчас свободно общается со своей подругой из группы. С другими детьми и взрослыми длительного общения избегает. Дома Саша капризна, предпочитает настольные игры, рисование. С общим недоразвитием речи III уровня.

Катя У. Общительная девочка, любит быть у всех на виду. Обществу сверстников предпочитает общество взрослых. В группе старается занять лидирующее положение. На занятиях быстро утомляется. Дома Катя спокойный, уравновешенный, общительный ребёнок. У неё много подруг, которых она часто приглашает в гости. С общим недоразвитием речи III уровня.

Люба Н. Застенчивая девочка. С взрослыми общается с нежеланием. На занятиях неусидчива, отвлекается, работает только в начале занятия. В общении с детьми излишне подвижна, но управляема. Дома играет, в основном со старшим братом, шумные игры. С общим недоразвитием речи III уровня.

Характеристика детей контрольной группы.

Света Б. Рассудительная, уравновешенная девочка. Предпочитает играть в настольно - печатные игры. Легко общается со сверстниками. При общении со взрослыми застенчива. Дома любит общаться с мамой, помогает ей во всём.

Тереза Б. Общительная, эмоциональная девочка. Легко общается со взрослыми, и со сверстниками. Любит организовывать игры. На занятиях спокойна, рассудительна. Дома предпочитает спокойные настольные игры, любит рисовать, раскрашивать картинки.

Саша Д. Подвижный ребёнок. Общению со взрослыми предпочитает общение с детьми. В группе у него много друзей, дети его любят. Дома бывает капризен. Очень любит играть со своим старшим братом в подвижные игры. На просьбы родителей отзывается, особенно любит помогать бабушке. Любит рисовать.

Алина П. Очень артистичная, общительная, эмоциональная девочка. Легко воспринимает новый материал. На занятиях занимается с удовольствием. Дома предпочитает играть со старшей сестрой в сюжетно – ролевые игры.

Полина С. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общается только с двумя своими подругами. На занятиях занимается с желанием. Дома ведёт себя спокойно, любит играть со своими игрушками.

Методики исследования

С целью изучения особенностей сформированности представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использована адаптированная методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А. , которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.

Методика состоит из двух блоков (исследование пассивного словаря, исследование активного словаря), которые включают задания. Задания выполняются каждым ребенком индивидуально.

Блок 1. Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Ребенку предлагается набор из 18 слов и картинок. После произнесения слова, ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Игры на уроках культурологии
Учитель описывает какое-либо произведение искусства – дети должны угадать его. « Цепочка». По одному предложению дети должны дополнять сказанные учителем факты о картине, скульптуре, предмете быта, архитектурном сооружении, музыкальном произведении. Игра «В музее». Учитель демонстрирует изображения ...

Процедура определения психологической готовности к школе
Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели: понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на ...

Развитие координационных способностей школьников с нарушениями интеллекта
Когда говорят о координационных способностях человека, то имеют в виду согласованные, целесообразные, координированные движения и способность управлять ими. Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), инди ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru