совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей работника;
критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех организации.
Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника, в которой можно выделить:
профессиональные знания,
умения или навыки выполнения деятельности,
личностные способности к деятельности в широком аспекте,
настрой или желание выполнять деятельность.
С этой позиции рассмотрим компетентность и профессиональность тьютора.
Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:
уровень профессиональных знаний - тех самых, которые являются предметом нашего курса;
уровень профессиональных умений или навыков;
способности к выполнению деятельности тьютора; - желание или настрой на выполнение деятельности.
Рост профессиональности тьютора рассматривают, как расширение области знаний, навыков, способностей и профессиональных намерений тьютора. Рост компетентности проявляется в расширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способностей, усилении настроя на деятельность.
Требования к компетентности тьютора в образовательном процессе.
В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами.
Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.
Тьютор - больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
Карьера тьютора.
Рассмотрим потенциальные направления развития деятельности тьютора, с которыми связаны направления развития профессиональности и карьерного роста, таким образом, чтобы увидеть ее новые возможности. Рассматривая требованиями к компетентности тьютора, говорят, что развитие профессиональности прочно связано с основными знаниями, навыками и способностями, которые должны соответственно углубляться, становясь прочнее и ярче. В работе с обучающимися могут быть выделены особые грани развития профессиональности тьютора. Рассмотрим их наиболее отточенную форму. Карьера тьютора может развиваться в следующих основных направлениях:
расширение репертуара освоенных ролей;
специализация деятельности;
развитие типов мыследеятельности;
повышение уровней качества мастерства;
освоение сфер деятельности в образовательном пространстве.
Эти направления образуют своеобразный «веер» развития карьеры тьютора (рис. 6).
Мы рассматривали несколько ролей тьютора в отношениях с обучающимися. Дополним их другими так, чтобы все эти роли продемонстрировали некие особые возможности деятельности тьютора:
Материалы о воспитании и обучении:
Индивидуальная консультация с родителями
Тема: Как победить застенчивость Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальн ...
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования. Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали: совершенствование ...
Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович родился 1(13) марта 1888г. г. Белополье, в Харьковской губернии, на Украине, в потомственной рабочей семье. На следующий день был крещён. Родился он недоношенным (мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь). Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.