Тьюторство, как профессиональная деятельность

Страница 5

Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образователь­ного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях же­лаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлек­сия обучающихся.

Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.

Разде­лим все формальные роли тьютора на два типа:

роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на обучающихся»;

роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на тьютора».

Из трех выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и в какой-то мере — роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.

Когда тьютор тем или иным способом объяснял обучающимся содержание курса, когда идеи — «знания» — передавались (перемещались) от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора. Перемещение зна­ний от тьютора к обучающимся лишает их возможности трудного, но соб­ственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано как бы на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее, роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.

В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это так, что тьютор формирует в сознание обучающихся, некую определенную «конструкцию», создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считают, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе эти роли — «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как арбитра

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная авто­номия обучающихся.

Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»:

тьютор – гид,

тьютор - выращиватель.

В роли тьютор – гид, тьютор как бы подводит обучающихся к пониманию не­коей идеи, исполнив роль своеобразного «гида» в их познавательном пу­тешествии.

В роли тьютор – выращивателя, тьютор способствуют «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.

Всесторонний тьютор. Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует рис. 5. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Фигура, расположенная в этих квад­рантах, — это всесторонний тьютор.

Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырех квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пре­делах одного квадранта, а когда — переходить к другому. Такому тью­тору известны возможности каж­дой роли, и он способен их исполь­зовать. Из рисунка видно, что ква­дранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания при соответствующем использовании. Все они образуют пространство ролевой свободы все­стороннего тьютора.

Компетентность тьютора.

Термин «компетентность» трактуется по-разному:

сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;

абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответ­ствии с предписанными стандартами;

попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают лю­ди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Правила обучения и общения с юношами и девушками
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий с ...

Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали». Цель: 1. Развивать ориентировку в пространстве. 2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. Ход игры: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педа ...

Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследование проведено на базе МДОУ № 3 "Солнышко" (ПГТ Погар, Брянской области). Его целью констатирующего исследования явилось изучение у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представлений об антонимах. Задачи констатирующего исследования: 1. Подобрать систему методик для ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru