Тьюторство, как профессиональная деятельность

Страница 5

Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образователь­ного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях же­лаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлек­сия обучающихся.

Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.

Разде­лим все формальные роли тьютора на два типа:

роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на обучающихся»;

роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на тьютора».

Из трех выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и в какой-то мере — роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.

Когда тьютор тем или иным способом объяснял обучающимся содержание курса, когда идеи — «знания» — передавались (перемещались) от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора. Перемещение зна­ний от тьютора к обучающимся лишает их возможности трудного, но соб­ственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано как бы на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее, роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.

В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это так, что тьютор формирует в сознание обучающихся, некую определенную «конструкцию», создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считают, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе эти роли — «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как арбитра

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная авто­номия обучающихся.

Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»:

тьютор – гид,

тьютор - выращиватель.

В роли тьютор – гид, тьютор как бы подводит обучающихся к пониманию не­коей идеи, исполнив роль своеобразного «гида» в их познавательном пу­тешествии.

В роли тьютор – выращивателя, тьютор способствуют «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.

Всесторонний тьютор. Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует рис. 5. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Фигура, расположенная в этих квад­рантах, — это всесторонний тьютор.

Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырех квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пре­делах одного квадранта, а когда — переходить к другому. Такому тью­тору известны возможности каж­дой роли, и он способен их исполь­зовать. Из рисунка видно, что ква­дранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания при соответствующем использовании. Все они образуют пространство ролевой свободы все­стороннего тьютора.

Компетентность тьютора.

Термин «компетентность» трактуется по-разному:

сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;

абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответ­ствии с предписанными стандартами;

попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают лю­ди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке
Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке. Проанализировав прог ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитани ...

Особенности мышления младших школьников
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа тре ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru