Тьюторство, как профессиональная деятельность

Страница 4

организация анализа возможностей тьютора;

организация рефлексии собственной деятельности и общения тью­тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству­ющих этому;

создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали­за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд­нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча­ющемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию от­носятся:

создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

разработка различных контрольно-диагностических методик: пе­речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци­онных карт, тестовых материалов и др.;

анализ и описание собственного тыоторского опыта;

внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится вы­полнять всем тьюторам: это потребно­стями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения со­вокупность доминирующих функций тьютора изменяется.

Роли тьютора.

К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль — это проекция некоего отношения. Мы будем, говорить о роли одного из них. Характеристика хотя бы одной роли тотчас же восстанавли­вает представление обо всех отношениях. Отношения с обучающи­мися уже предполагают исполне­ние некоей роли. Эта роль - тьютор. Но, выступая по отношению к обучаю­щимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие от­ношения. Эти роли делят на два типа: содержательные роли и роли формальные (рис. 4).

У тьютора выделяют следующие роли:

консультанта,

наставника,

менеджера,

педагога,

андрагога,

маркетолога,

личности и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают фор­му различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отноше­ний с обучающимися, выделяют:

командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;

партнерские — договариваясь с ними;

отеческие — панибратски приговаривая.

Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях, или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным обра­зом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.

Кроме того, выделяют следующие роли:

«арбитра» - одобряя обучающихся, подтверждая, что их размышле­ния были правильными;

«равного» - проводя общую дискуссию о полезности теории ожидания;

«учебного образца».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Православная педагогика как общественное явление
Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство". Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru