Тьюторство, как профессиональная деятельность

Страница 4

организация анализа возможностей тьютора;

организация рефлексии собственной деятельности и общения тью­тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству­ющих этому;

создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали­за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд­нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча­ющемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию от­носятся:

создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

разработка различных контрольно-диагностических методик: пе­речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци­онных карт, тестовых материалов и др.;

анализ и описание собственного тыоторского опыта;

внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится вы­полнять всем тьюторам: это потребно­стями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения со­вокупность доминирующих функций тьютора изменяется.

Роли тьютора.

К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль — это проекция некоего отношения. Мы будем, говорить о роли одного из них. Характеристика хотя бы одной роли тотчас же восстанавли­вает представление обо всех отношениях. Отношения с обучающи­мися уже предполагают исполне­ние некоей роли. Эта роль - тьютор. Но, выступая по отношению к обучаю­щимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие от­ношения. Эти роли делят на два типа: содержательные роли и роли формальные (рис. 4).

У тьютора выделяют следующие роли:

консультанта,

наставника,

менеджера,

педагога,

андрагога,

маркетолога,

личности и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают фор­му различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отноше­ний с обучающимися, выделяют:

командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;

партнерские — договариваясь с ними;

отеческие — панибратски приговаривая.

Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях, или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным обра­зом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.

Кроме того, выделяют следующие роли:

«арбитра» - одобряя обучающихся, подтверждая, что их размышле­ния были правильными;

«равного» - проводя общую дискуссию о полезности теории ожидания;

«учебного образца».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Экспериментальное обоснование эффективности предлагаемой методики при изучении информационных технологий в рамках школьного курса информатики
В рамках данного исследования для подтверждения эффективности предлагаемой методики и подтверждения гипотезы был проведен эксперимент. Педагогический эксперимент проводился в школе. Контрольные и экспериментальные курсы были выбраны произвольно. Контрольной был 10а класс, а экспериментальным 10б. В ...

Жестовый язык в семейном воспитании неслышащих детей
Известно, что внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании личности детей. Семья при помощи системы оценок и эталонов ценностей в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. Как правило, опыт ребенка полный и разносто ...

Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса
Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь – самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru