Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора.
Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе.
Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, исполняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, особенностей психологии (рис. 3).
Рис. 3. Схема деятельности тьютора
Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим - задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.
Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.
Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.
Задачи тьютора.
Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это — лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности.
Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять.
Управленческая функция.
Диагностическая функция.
Функция целеполагания.
Мотивационная функция.
Функция планирования.
Коммуникативная функция.
Функция контроля.
Функция рефлексии.
Методическая функция.
В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:
определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;
наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебного процесса в целом;
разработку решений по изменению деятельности обучающихся.
реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.
Управлять деятельностью означает следующее:
изменять людей — исполнителей деятельности;
изменять цели деятельности;
изменять процессы деятельности;
изменять отношения между людьми, целями и процессами деятельности.
В образовательной деятельности все это приобретает особое значение, поскольку здесь люди - познающие субъекты, цели - желаемые уровни знаний, умений, способностей. Данные объекты управления объединяют в две большие группы:
Материалы о воспитании и обучении:
Православная педагогика как общественное явление
Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство". Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как о ...
Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского
коллектива
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том ...
Методические рекомендации и программы учебных курсов
Основные результаты научных исследований могут как раз отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Не для кого не секрет то, что как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации. Приступая к подготовке методических рекомендаций, след ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.