Тьюторская практика в школе

Страница 2

На первом этапе работы с тьютором школяр формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. В отличие от распространенного сегодня в школах метода учебных проектов, в сопровождении образовательного поиска школяра тьютором вопрос может не иметь никакого отношения к учебной программе – это личный вопрос школяра и у каждого свой. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники. Можно составить интересную для ее заполнения анкету, где школяр укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним.

Следующий этап работы - поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно - поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.

Определение индивидуального стиля образования и приведение школяра к его осознанию – одна из задач деятельности тьютора. Другая – познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.

Основные техники работы тьютора на данном этапе это:

план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);

вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

и образовательное портфолио.

Портфолио – это то место, где школяр собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Те, что делают для него зримым и ценным его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения в подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.

Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму

Средняя школа.

Основной образовательный конфликт здесь – лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. Вопрос в том, какое это будет сообщество и за счет чего подростку удастся самоутвердиться.

Тьюторский ход снова заключается в том, чтобы перенести решение этого конфликта в область индивидуального и культурного. Тьюторские классы теперь представляют собой такие образовательные сообщества, которые объединены по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы.

Таких типов деятельностей в культуре существует, как минимум, три. Это исследование, проектирование и творчество. Исследование позволяет найти ответ на вопрос в мире научно предсказуемом, где специально организованный поиск позволяет обнаружить ответ. Проектирование – в мире социально проблемном, где нужно придумать способ решения проблемы и проверить его действенность. Творчество позволяет изобрести мир заново. Самостоятельное изучение существующие в культуре норм или прецедентов вышеуказанных типов деятельности становится для школяров выходит на первый план.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста
Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании. Половые ...

Функционирование педагогической системы
Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сф ...

Педагогический контроль над соревновательной деятельностью волейболистов
Педагогически контроль осуществлялся в течение восьми месяцев (октябрь 2009-май 2010г.). Регистрировались игры Чемпионата г. Красноярска. В ходе регистрации контролировали: общее количество выполненных технических приемов, а также количество правильных попыток. Каждый раз велось наблюдение за дейст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru