Тьюторская практика в школе

Страница 1

Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.

Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.

Рекомендации по введению тьюторства в школе.

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

Начальная школа.

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Философия тьюторства исходит из того, что большая или меньшая ценность образовательных опытов не определяется возрастом образующегося. В каждый момент жизни существуют вопросы, на которые самый ценный ответ можно получить именно тогда, когда он возникает - потому что его актуальность связана именно с этим моментом жизни. Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень важными для ребенка не только сегодня, но и в целом - для образовательной истории его подопечного.

Как это происходит? Вначале все дети приглашаются на открытые уроки (с открытым входом и выходом). Им объясняют, что это будут уроки, где они могут заниматься тем, что им интересно. Абсолютно всем, но не все, а только те, кто хочет.

Здесь тьюторская деятельность напоминает деятельность кружковода или факультативную – но только наполовину – своей необязательностью для всех и занятием по желанию. Отличается же она тем, что в кружке или на факультативе всех объединяет либо предмет интереса, либо интерес к какой-то практике. А на открытых тьюторских «уроках» - у всех самые разные интересы и объединяет их то, что они хотят сами найти ответы на эти вопросы. Именно поэтому необязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – его задача научить и помочь, если надо, найти таких специалистов. Своим подопечным предлагаем называться школярами (в отличие от школьников) – тоже для того, чтобы они научились различать себя в разных позициях.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Проблемы полиэтничности современной России
Россия – многонациональная и многоэтничная страна. В данном параграфе мы остановимся на понятиях «этнос», «этничность», «этническая самоидентификация», «нация» с позиций разных наук. Терешкович П.В. отмечает, что многозначность понятия нация отражает наличие множества концепций феномена нации. На&# ...

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи
На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следова ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО. В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный сос ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru