Категории учебных целей в аффективной области
Основные категории |
Примеры обобщённых типов учебных целей |
Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: осознание; готовность или желание воспринимать; избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). |
Ученик: проявляет осознание важности учения; внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни. |
Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1. подчинённый отклик; 2.2. добровольный отклик; 2.3. удовлетворение от реагирования. |
Ученик: выполняет заданную учителем домашнюю работу; подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; участвует в обсуждении вопросов в классе; самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем; добровольно вызывается выполнять задание; проявляет интерес к учебному предмету. |
Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1. принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию "мнение"); 3.2. предпочтение ценностной ориентации; 3.3. приверженность, убеждённость. |
Ученик: проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал. |
Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1. концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2. организация системы ценностей. |
Ученик: стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства; принимает на себя ответственность за своё поведение; понимает свои возможности и ограничения; строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. |
Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1. обобщённая установка; 5.2. полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность. |
Ученик: устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе; проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности; проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов; постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни; формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо. |
Материалы о воспитании и обучении:
Мотивация к обучению
Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личнос ...
Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь ...
Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.