Предметно-ориентированные технологии обучения

Страница 1

Технология постановки цели

Центральная проблема педагогической технологии — процесс целеобразования. Она рассматривается, в двух аспектах:

диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала;

развитие личности в целом.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надёжно опознать. Трудности, с которыми сталкивается эта идея, решаются двумя основными способами:

построением чёткой системы целей, педагогических таксономий, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия);

созданием конкретного, ясного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели

Категории учебных целей в когнитивной области

Основные категории

Примеры обобщённых типов учебных целей

Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений.

Ученик:

знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

знает конкретные факты;

знает методы и процедуры;

знает основные понятия;

знает правила и принципы.

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую — его "перевод" с одного "языка" на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик:

понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

Учебные результаты характеризуются более высоким познавательным уровнем, чем понимание и применение, требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик:

выделяет скрытые (неявные) предположения;

видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

проводит разграничения между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.

Ученик:

пишет небольшое творческое сочинение;

предлагает план проведения эксперимента;

использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Ученик:

оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Японская гравюра с середины XVII до середины XIX вв
В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произвед ...

Применение решебников в учебной практике
В последние десятилетия в связи с облегчением процесса книгоиздательства и развитием информационных технологий значительно возросли объем и доступность учебной информации. Никогда ранее не появлялось столько книг, содержащих решения задач к стандартным задачникам, диктантов, сочинений, рефератов и ...

Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья): а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru