Преимущества проектного метода в обучении

Страница 1

Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины.

Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:

развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;

поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;

развитию эстетического восприятия любых объектов;

формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;

развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;

развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.

Преимущества проектного метода обучения:

навыки работы в команде;

навыки общения;

междисциплинарные навыки;

развитие индивидуальных навыков участников проекта;

работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками.

Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

общие проекты (олимпиады, конкурсы);

проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);

проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);

международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или "знаниевым". От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником "знаний" для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает - если он по каким-либо причинам "не устраивает" преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, "ЗУН"). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика сферы общения
Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, кроме того, как специфический вид эмоционального контакта, ...

Специфика предмета «Иностранный язык»
Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Одна из закономерностей методики обучения иностранн ...

Особенности мышления младших школьников
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа тре ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru