Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 6

Только по результатом многократных и систематических наблюдений за обучением можно судить о качественном своеобразии процесса психологического развития школьника. Условием развития познавательной способности является умение заинтересовать ученика предметом обучения со стороны учителя.

В этом направлении наряду с другими психическими процессами, способствующими успешности школьного обучения, является память. Памятью можно рассматривать в качестве одного из условий развития познавательных способностей школьника. Она принадлежит к числу основных познавательных процессов, с помощью которых осуществляется усвоение информации. Индивидуальные черты памяти у всех людей различные. «Индивидуальная степень развития памяти и качественное её своеобразие определяют мнемические способности. Само понятие «мнемические способности» в психологию вёл А. А. Смирнов, определив их как индивидуальные различия в точности, быстроте и прочности запоминания. Поэтому в развитии памяти, умения и навыков старшеклассников, как и других школьников важную роль играет учитель. Если учащийся хорошо успевает, значит у него образованы известные навыки и умения, иными славами, сформирована познавательная способность; если же он плохо учится, то у него способность ещё не сформирована и в этом виноват учитель. У хороших учителей все учащихся способны, у плохих учителей же все неспособны, хотя у каждого учителя могли бы быть способные ученики, так как не способных ни к чему детей не бывают.

Обучение детей существенным образом сказывается на их способностях. «Ваш ребёнок может быт очень развитым, - писал Л. С. Выгодский, - если он попал в руки умелых педагогов и если эти педагоги появятся во время». Доказано, что если пчёлу в определённый период кормить определённой пищей, то из пчелы получится матка. А если нужное время пропустить, то сколько не корми пчёлу той же самой определённой пищей, никаких изменений в её организме не произойдёт. Примерно то же самое, оказывается, происходит и с школьниками.

Особое значение в воспитании способности придаётся развитию у школьника любознательности и на этой основе стойкого интереса и склонностей к тому или иному предмету или виду деятельности.

Большую роль в воспитании и развитии способности играет дифференцированный подход в процессе обучения. В целях развития способности учащихся старших классов согласно новому учебному плану вводятся занятия по выбору и дифференцированное обучение. Эти меры позволяют эффективно развивать интересы и способности учащихся школ.

В течение длительного периода в дидактике советской эпохи господствовало положение, получившее широкое распространение в школьной практике, когда весь новый учебный материал объяснял учитель. Поэтому учащиеся усваивали его в основном со слов учителя в меру своих познавательных способностей. В этом случе учитель оценивал ответы учащихся, только за то, что на сколько они могли повторить сказанное учителем материал.

Как известно, познавательная деятельность ученика на уроке включает в себя процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, а также состояния бодрости, сосредоточенности внимания, установки, т.е. внутренней готовности к определенному поведению или действию. Возникновение и характер протекания каждого из них обусловлены целым комплексом других компонентов познавательной деятельности. Исходя из этого, полнота и четкость восприятия возможны лишь при соответствующей установке (что, как и для чего воспринимать), при сосредоточенном внимании и активной умственной деятельности, проявляющейся в анализе, синтезе, сравнении, сопоставлении, конкретизации и других мыслительных операциях, что в свою очередь требует работы памяти. В ряде случаев качество восприятия зависит от деятельности определенного вида воображения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Сказка
В Карелии бытуют поморская, пудожская, карельская, заонежская сказки. Сказка радует нас красотой слова, пышной фантазией, позволяет мечтать или примерять различные маски: благородного царевича, злого и могущественного Кощея, красавицы Елены, бедной Золушки и страшной бабы-яги. Кто ты такой? Каким х ...

Образовательные цели изучения производной функции
При изучении темы "Производная" проявляются известные трудности, связанные с осуществлением предельных переходов. Важно поэтому придать изложению возможно более наглядный и конкретный характер. Включённые в курс сведения о пределах имеют вспомогательный характер, они не обходимы для вывод ...

Обучение правилам речевого этикета
Этикет – это порядок поведения, удобный для всех. Он создан для того, чтобы людям различных взглядов, интересов, положения было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались. Соблюдать этикет – значит выполнять правила поведения, главные из которых: не ставить человека в неудо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru