Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 5

Формирование и развитие познавательных способностей учащихся в процессе обучения является содержанием учебно – познавательной деятельности учебного процесса в школе. Однако результативность этой деятельности зависит не только от содержания и организации познавательной деятельности учащихся, но и от тех методов и приёмов, при помощи которых осуществляется познавательная деятельность под руководством учителя. Чем разнообразнее методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, устанавливающие связи между различными вопросами и частями урока, тем глубже и полнее осмысливается и прочнее усваивается предмет изучения.

Каждый ученик обладает определенными способностями, которые позволяет ему успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, научится выполнять ту или иную работу.

Следует сказать и о том, что ученики приходят в школу с определёнными способностями, которые они пробрели в семье или в дошкольных учреждениях. Задача учителя с первых дней обучения в школе состоит в том, чтобы выявить эти способности и дать им правильное направление развития. При этом важно не допустить ошибок в определение способностей ученика, создать ему такие условия, при которых он мог бы развивать свои познавательные способности.

В современных условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем педагоги, психологи и социологи обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития учащихся. Они указывают, что на качество учения и всего процесса познавательной деятельности учащихся огромное влияние оказывают биологические факторы – задатки и некоторые врождённые способности. Выявить эти задатки и способности в каждом ученике и использовать их в управлении процессом познавательной деятельности является важнейшей задачей учителя. Наблюдая за поступками и учёбной деятельности учеников, учитель не только определяет способности каждого ученика, но также он должен определять, какие способности учащихся будут полезны для успешного овладения знаниями, умениями и навыками и какие свойства личности школьника будут мешать его развитию.

Теоретическое освещение проблемы педагогического руководства развитию познавательных способностей старшеклассников получило развитие в трудах и отечественных ученых, в том числе Х. Буйдокова, который пишет: «Если учитель считает, что тот или иной ученик неспособный, то это означает, что такой учитель либо неспособен определить недостатков в подготовке ученика к урокам и выполнения домашних заданий, либо не видеть индивидуального своеобразия способностей своего питомца, либо не овладеет в достаточной степени методикой обучения и воспитания, либо не достаточно имеет знаний по педагогике и психологии».

Перед каждым учителем встаёт задача формирования у учащихся положительной настроенности к обучению, возбуждения у них внутренних механизмов активного учения, т.е. способности. В этом деле перед учителем встаёт правильное определение психологической диагностики развития учащихся. Именно так подходил к проблеме диагностики Л. В. Выготский. Он считал, «что психологическая диагностика – это диагностика развития».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы семейного воспитания
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не цело ...

Общие правила выделения мнемических опор
1. Текст не разбивается предварительно на части. 2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. 3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. 4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек». 5. Правильно выделенные основные мысли д ...

Специфика предмета «Иностранный язык»
Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Одна из закономерностей методики обучения иностранн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru