Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 4

Учителю следует обеспечить доминанту положительной стороны противоречия, тщательно планировать количественную и качественную стороны процесса, чтобы не выходить за рамки меры. Структурным элементом проблемного урока являются три дидактические задачи, решаемые на каждом уроке независимо от его типа и вида:

1.Актуализация прежних знаний учащихся;

2.Усвоение новых знаний ;

3.Формирование умений и навыков.

В формировании и развитии познавательных способностей школьников решающее значение также имеют способности самого учителя, его педагогическое руководство. Если учитель показывает себя способным и талантливым, то эти качества влияют и на учеников. Если учитель оказывается неспособным или вялым, то и эти качества тоже не оставляют детей безразлично. Учитывая роль влияния способности педагога в формировании и развитии познавательной способности школьников, В.А. Сухомлинский писал, что эмоциональные отношения между учителями и школьниками немыслимы, при встрече на уроке они чувствуют влияние педагога и стараются подражать ему.

Учитель заинтересован в том, чтобы учебный процесс достигал намеченных целей и он мог бы решить задачу по формированию и развитию познавательных способностей всех учеников. В этом контексте важен стиль преподавания учителя. Многие методисты считают, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обучающие».

Развивающий учитель акцент в своей работе делает, прежде всего, на развитие процессов психики: мышления, памяти, внимания, воображения и т. д. Они предпочитают качество творческой работы учащихся, чем количество их выполненных заданий.

Обучающие учителя больше внимание уделяют показательной стороне обучения, высоким результатам учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), меньше работы ведется на развитие творчества.

К сожалению, даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов. Часто не от методики преподавания зависит качество воспитания и обучения, а прежде всего от собственных достоинств учителя.

Как нам кажется, есть необходимость задуматься над системой отбора и подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с этической и морально - нравственной.

Сравнивая эти два типа учителей выдающийся немецкий педагог - Дистервег в свое время говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Эти положения Дистервега актуальны и в наши дни. Они раскрывают суть борьбы между прогрессивными педагогами и сторонниками безраздельного господства заучивания готовых знаний.

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения.

В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания и уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. «Все трудности создания мотивации заключается в том, что она является стороной субъективного мира обучающего и определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, а учитель лишь влияет на них, создавая предпосылки, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе». Школьник, видя, как ценятся его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач, что и приводит к развитию его познавательной способности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Классификация документов
Н.С. Ларьков выделяет несколько признаков, по которым можно классифицировать документы: Признаки, отражающие информационно-функциональную сущность документа, положены в основу семантической и функциональной классификаций; Признаки, связанные с материальной оставляющей документа, являются основанием ...

Читаем играя
По-моему, для начала необходимо приучить детские уши к новому звучанию, так как некоторые иностранные звуки для них не знакомы. Поэтому я предлагаю, начинать обучение чтению с формирования фонетического слуха параллельно с изучением алфавита. Например, такая фонетическая игра - Wide and narrow vowe ...

Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников
В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ – стихов, сказок и рассказов «Живой Родник». Наш 4 «А» класс – живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru