Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 3

Можно выделить два основных этапа познавательной деятельности учащихся: этап усвоения и этап овладения знаниями, где усвоение – это понимание плюс запоминание, а овладение - это усвоение плюс применение знаний на практике. Способность – это и есть совокупность понимания, запоминания, плюс усвоение и применение.

Педагогический процесс формирования и развития познавательных способностей учащихся, включает в себя следующие педагогические условия: диалектический характер взаимоотношения учителя и ученика, формирование у учащихся социальной направленности познавательной деятельности, взаимосвязанное функционирование всех элементов познавательной деятельности, самостоятельную работу, правильность использования учителем стимулов и мотивов осуществления межпредметных связей, обеспечивающих всесторонность рассмотрения явлений.

Иной способ формирования и развития познавательных способностей старшеклассников являются познавательные игры. Они способствуют развитию познавательной деятельности, преодолеют чувство усталости, стимулируют познавательную активность и интересы старшеклассников к учению.

При обучении учащихся любого возраста учитель может широко использовать: игры - упражнения; игры – загадки, игры – соревнования, сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия и другие. Цели игровой деятельности становятся одновременно и познавательной задачей, стимулирующей творческую активность, эмоциональное отношение к знаниям, познавательный интерес и познавательную способность школьников . Превращение учащихся в субъект учения делает важным раскрытие самой структуры познавательной деятельности. Ученик старшего возраста является носителем социальной направленности познавательной деятельности. Это увеличивает возможности учителя в развитии их познавательной активности

Ещё в глубокой древности было замечено что «кто учит других, учится сам». Человек, передающий свои знания другим, не только путём повторения укрепляет в себе свои знания, но и «получает возможность глубже проникать в вещи». Учитель в своей педагогической деятельности всегда обновляет своё знание, иначе он не может вести педагогическое руководство в формировании и развитии познавательных способностей учащихся.

Важнейшим педагогическим условием руководства в повышении интереса к учению и развитию познавательной активности школьников является широкое использование самостоятельных работ. Самостоятельная работа является начальной базой самообразования школьников. Поэтому подготовка школьников к самообразованию является одной из важнейших задач учителя. В этом плане педагоги предпочитают проблемный подход к обучению. Он является ведущим средством и важнейшим педагогическим руководством развитию познавательной способности школьников. Школьники должны быть поставлены в такие условия, чтобы они не столько получали от учителя готовые знания, сколько при осуществлении проблемного обучения приобрели его сами. Обосновывая возможность проблемного обучения, особенно таких его сторон, как обучение умению рассуждать и доказывать, делать выводы по изложенному учителем материалу или приобретенной информации самостоятельно, можно делать вывод, что в проблемном обучении материал изучается путём решения проблемно – познавательных заданий учащимися под руководством учителя. В проблемном обучении важную роль играет проблемная ситуация. Проблемная ситуация это практическая или теоретическая задача, при её решение активизируется познавательная деятельность и усиливается интерес к познанию. Цель проблемных и других заданий – побудить учащихся представить то, что они изучают, научить их анализировать, сопоставлять, находить причины событий, давать им оценку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

История изучения проблемы одаренности
Разработка методов измерения одаренности впервые была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. За основу была взята идея о том, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. О ...

Что исследуют ученики
В нашей системе работы по изучению национальных традиций большое значение имеет исследовательская работа. Достаточно перечислить темы, чтоб увидеть, какой кладезь знаний был изыскан, описан и представлен юными исследователями! Тема Лены Чусовой «Народные традиции воспитания в карельской деревне» – ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru