Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 2

Исходя из этого, перед сегодняшним школьным учителем стоит задача воспитать личность, владеющая культурой общения, духовным богатством, готовая участвовать в развитии общества, с уважением относящаяся к национальным и общечеловеческим духовным ценностям. Решение данной задачи во многом зависит от самого учителя, который правильно обеспечивает руководство активной познавательной деятельностью школьников.

При правильном разрешении противоречий между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоения знаниями, умениями и возможностями по удовлетворению этих потребностей, в первую очередь, зависит от самого учителя и его профессионального качества. Без создания определённых педагого – психологических условий в классе учитель не может достичь желаемых результатов в осуществлении высшее изложенные задачи по формированию и развития познавательных способностей старших школьников. В том числе, к таким условиям прежде всего следует отнести: побуждение учащихся к активной познавательной деятельности, создание благоприятного условия для формирования и развития познавательной способности, правильная смена методов и средств обучения и, конечно, гуманное отношение учителя к учащимся.

Известно, что грубое обращение врача с больным при самом точном диагнозе может нанести непоправимый вред здоровью и морально – психологическому состоянию больного. Таковы же последствия будут в результате грубого отношения учителя к учащимся. Когда отношения между учителями и учениками основаны на принципах взаимного уважения, любовь и радость учителя вызывают радость учеников, его переживания вызывают у них сострадание.

Наиболее важным условием педагогического руководства по формированию и развитию познавательных способностей школьников являются правильный выбор познавательных задач, которые формируются в виде конкретных целевых установок. По мнению ряда учёных наиболее распространёнными считаются три типа познавательных задач .

Познавательные задачи первого типа характеризуются в точном описании факторов об изучаемых объектах и явлениях. Умение выделить и отбирать факты, описывающие те или иные объекты или явления, являются важным моментом в учебно - познавательной деятельности школьников и руководства учителя.

Суть познавательных задач второго типа заключается в том, что их решение требует от учащихся привлечение и актуализацию уже имеющихся у них определённых систем знаний.

Формируя у учеников знания, педагог всегда должен обучить и способам организации познавательных действий. Этому и могут способствовать познавательные задачи третьего типа, которые стимулируют достижение дидактических целей каждого урока в формировании и развитии познавательных способностей. Поэтому важно, чтобы учитель в учебном процессе постоянно использовал познавательные задачи всех трёх типов и это в свое время является педагогическим руководством учителей в формировании познавательных способностей старшеклассников. Л. Я. Лернер считает, что дидактическое назначение таких задач заключается в их возможности с помощью активизации познавательной деятельности на основе создания проблемного метода обучения развивать познавательную способность старшеклассников. Решение таких типов задач требует от учащихся актуализации максимального объёма имеющихся у них знаний, а от учителей целенаправленное руководство. Исследуя роль познавательных задач в формировании и развитии познавательных способностей школьников, он подчеркивает, что «среди характерных признаков познавательной задачи главным является направленность её на получение новых знаний или новых способов решения. Развитие творческого мышления характеризуется по его продукту, т. е по задачам, которые имеют познавательный характер».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Функции педагогической деятельности
Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоен ...

Документные характеристика тематического планирования
Тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. Тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой. Тематическое планирование, разработанное учителем, согласовывается с руков ...

Особенности методики активизации познавательной деятельности
Особенности развития двигательной сферы глухих обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят слабослышащих детей в сп ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru