Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 16

Формирование и развитие познавательных способностей на уроках истории таджикского народа в школе не может осуществляться без постоянного и эффективного руководства со стороны учителя. Это означает, что педагогический коллектив должен строго следить за рациональным использованием коллективных форм работы в познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока.

Для квалифицированного использования различных форм коллективной познавательной деятельности нужна тщательная подготовка самых педагогов. Поэтому мы предлагали педагогам подбирать подходящее для конкретных условий формы коллективной работы, строго определяя ее место среди других форм организации учебно - познавательного процесса.

Ознакомившись с работами зарубежных и отечественных педагогов и психологов, мы пришли к выводу, что в познавательном процессе путём постановки познавательных задач можно превратить познавательную деятельность, познавательную активность и познавательный интерес в познавательные потребности старшеклассника. Для развития познавательной способности старшеклассника эти компоненты необходимы, так как они формируют гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

В учебно-познавательном процессе такой подход приводит к тому, что старшеклассник не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску и, войдя в жизнь, выпускник будет более прочно защищен от стрессов.

Мы согласны с тем, что, по сравнению с традиционным образованием, интерактивные подходы в обучении позволяют более эффективно развивать познавательную способность учащихся старших классов, их интеллект, они способствуют более качественному усвоению знаний, умений и навыков. При этом, на взгляд автора, можно выделить еще несколько функций интерактивного обучения для развития познавательных способностей, которые являются, по большому счету, их побочным, но не менее этого важным эффектом:

Во-первых, при использовании интерактивных подходов к обучению существенно усиливается роль самостоятельности и инициативности старшеклассника. Самостоятельность мышления нельзя получить путем одностороннего изучения готовой информации, ему препятствуют репродуктивные подходы к обучению. Самостоятельный же поиск решения развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся. Кроме того, учащиеся будут самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они будут работать в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной форме.

Во-вторых, данный подход в процессе обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном процессе.

В-третьих, развития познавательной способности является чрезвычайно важной функцией повышения мотивации старшеклассников. Вообще, без мотивации учебная деятельность, как и любая другая деятельность, практически невозможна. В традиционной системе, препятствующей развитию познавательной способности, мотивация осуществляется известным методом «кнута и пряника» или же основные усилия педагога по мотивации учащихся направлены на объяснение важности обучения для будущей деятельности учащихся, что также не всегда эффективно. В ненаучной сфере такой подход получил название «знание – силой». Без обратной положительной реакции учащихся учебный процесс или теряет свою эффективность, или приводит к значительному утомлению учащихся, их эмоциональным перегрузкам.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 

Материалы о воспитании и обучении:

Основные условия и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А.В. Запорожец утверждал, что «дет ...

Классификация современных информационных технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...

«Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многок ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru