Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 14

Важными факторами педагогического руководства в преподавании истории таджикского народа является проблемная проверка знаний и умений учащихся. Проблемная проверка знаний, во – первых, позволяет изменить соотношение различных её функции: на первый план выступает обучающая функция, а не контролирующая, так как проблемная проверка становится особым звеном в процессе формирования знаний, побуждая учащихся к творческой самостоятельной деятельности. Во - вторых, проблемная проверка знаний даёт возможность выявлять степень понимания учениками изученного материала, степень сознательности усвоения, а не только объёма знаний. В – третьих, проблемная проверка знаний позволяет установить уровень познавательной активности и самостоятельности, что очень важно для организации индивидуальной работы с учащимися.

В одном из экспериментальных классов к урокам истории таджикского народа мы установили такие уровни: умение делать выводы из сказанных фактов; умение обосновывать выводы, привести соответствующие факты в порядок; умение раскрыт сущность вопроса, сделать необходимые выводы, привести пропущенные факты; умение осознать проблему, сформулировать и решить её и т.д. Особенность этих заданий заключается в том, что они составлены на уровнях: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценивания и соответствуют требованиям таксономии Б. Блума.

Таблица № 4

Дано учащимся в готовом виде

Вопросы на которые самостоятельно ищут ответы учащиеся

Результаты самостоятельной деятельности учащихся

Факты

О чём они говорят? Что это значит?

Самостоятельно сделанные выводы

Выводы

Верны ли они? Какие факты доказывают это? Почему?

Обоснованные доказательства с привлечением фактического материала

Вопросы

В чём его суть?

Обоснованные доказательства сути неизвестного явления

Формирование познавательной способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа в школе не может осуществляться без постоянного управления со стороны педагогов. Это означает, что педагогический коллектив строго следит за рациональным использованием коллективных форм работы в познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока. Педагоги должны подбирать подходящие для конкретных условий формы коллективной работы, строго определяя ее место среди других форм организации учебно – познавательного процесса. Для квалифицированного использования различных форм коллективной познавательной деятельности нужна подготовка самих педагогов, которая осуществляется на курсах повышения квалификации, специальных семинарах, методических объединениях и производственных совещаниях. На основе изучения личности школьника педагоги осуществляют дифференцированный подход к детям, пытаясь найти общественное поручение для каждого, отвечающее его индивидуальным интересам и способностям. Кроме того, большое внимание педагоги должны обращать на характер отношений, возникающих во – первых, между учащимися в процессе коллективной деятельности, своевременно корректируя их и, во – вторых, между учащимися и учителями.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Материалы о воспитании и обучении:

Специфика преподавательской деятельности учителя истории
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе. В школах с углубленным и ...

Характеристика детского коллектива
Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков. За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные. Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в ...

Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Вопросы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание рассматривают социологи, психологи и педагоги. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских невро ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru