Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 14

Важными факторами педагогического руководства в преподавании истории таджикского народа является проблемная проверка знаний и умений учащихся. Проблемная проверка знаний, во – первых, позволяет изменить соотношение различных её функции: на первый план выступает обучающая функция, а не контролирующая, так как проблемная проверка становится особым звеном в процессе формирования знаний, побуждая учащихся к творческой самостоятельной деятельности. Во - вторых, проблемная проверка знаний даёт возможность выявлять степень понимания учениками изученного материала, степень сознательности усвоения, а не только объёма знаний. В – третьих, проблемная проверка знаний позволяет установить уровень познавательной активности и самостоятельности, что очень важно для организации индивидуальной работы с учащимися.

В одном из экспериментальных классов к урокам истории таджикского народа мы установили такие уровни: умение делать выводы из сказанных фактов; умение обосновывать выводы, привести соответствующие факты в порядок; умение раскрыт сущность вопроса, сделать необходимые выводы, привести пропущенные факты; умение осознать проблему, сформулировать и решить её и т.д. Особенность этих заданий заключается в том, что они составлены на уровнях: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценивания и соответствуют требованиям таксономии Б. Блума.

Таблица № 4

Дано учащимся в готовом виде

Вопросы на которые самостоятельно ищут ответы учащиеся

Результаты самостоятельной деятельности учащихся

Факты

О чём они говорят? Что это значит?

Самостоятельно сделанные выводы

Выводы

Верны ли они? Какие факты доказывают это? Почему?

Обоснованные доказательства с привлечением фактического материала

Вопросы

В чём его суть?

Обоснованные доказательства сути неизвестного явления

Формирование познавательной способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа в школе не может осуществляться без постоянного управления со стороны педагогов. Это означает, что педагогический коллектив строго следит за рациональным использованием коллективных форм работы в познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока. Педагоги должны подбирать подходящие для конкретных условий формы коллективной работы, строго определяя ее место среди других форм организации учебно – познавательного процесса. Для квалифицированного использования различных форм коллективной познавательной деятельности нужна подготовка самих педагогов, которая осуществляется на курсах повышения квалификации, специальных семинарах, методических объединениях и производственных совещаниях. На основе изучения личности школьника педагоги осуществляют дифференцированный подход к детям, пытаясь найти общественное поручение для каждого, отвечающее его индивидуальным интересам и способностям. Кроме того, большое внимание педагоги должны обращать на характер отношений, возникающих во – первых, между учащимися в процессе коллективной деятельности, своевременно корректируя их и, во – вторых, между учащимися и учителями.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Материалы о воспитании и обучении:

Основы построения информационной модели
С понятием "модель" мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. В развитии ребенка, в процессе познания им окружающего мира, такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных ...

Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разн ...

Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru