Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 13

Ещё не так давно в школе господствовал 4 – ступенчатый урок: опрос, объяснение, закрепление и задание на дом. Сейчас, конечно, все эти ступени проявляются на уроках. Без объяснения учителя не будет понят новый материал, без опроса нельзя проверить знания, умения и навыки учащихся, без закрепления старого материала невозможно будет двигаться вперёд. Но все это ступеньки урока ныне приобрели иной характер, появилось многообразие форм уроков, опроса, изучения нового материала, задания на дом.

Для формирования и развития познавательной способности учащихся, немаловажную роль играет самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы учащихся требует применения различных методов.

Самостоятельная работа является деятельность, которую школьники осуществляют без помощи, но под руководством своих наставников и опираясь только на свои знания, умения и навыки. Это та познавательная способность, с которой старшеклассник может критически рассуждать, анализировать, оценивать и делать выводы. Самостоятельную работу можно различать по нескольким признакам. Касаясь роли учителей в организации самостоятельной работы и формирование познавательных способностей учащихся Н. Г. Дайри считает, что у учащихся познавательная способность (все качества мышления, восприятия памяти и др.) формируется соответствующим заданиям, направленные на овладение знаниями о познании. Они могут выполняться на уже известном учащимся материале или сочетается с изучением нового материала. Не организуя самостоятельную работу и не зная о результате и качестве этой работы, учитель не может руководить становлением и развитием познавательных способностей своих питомцев.

Поскольку данный вопрос детально рассмотрелся в предыдущих главах, здесь мы рассмотрели только стороны педагогического руководства в организации самостоятельной работы по формированию и развитию познавательной способности старшеклассников.

Для определения степени познавательных способностей старшеклассника немаловажное значение имеет проверка знания, умения и навыков ученика приобретенными в учебно-познавательном процессе. Проверка и оценка знаний учащихся не может быт, сведена только к проверке объёма знаний, она должна способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности, выявлять возможности умственного развития учащихся, отражать развитию познавательных способностей учащихся.

Для формирования познавательной способности и познавательного интереса школьников в учебном процессе большинство учителей проводят проверку и оценку знаний через разные виды домашнего задания. При выполнении таких видов домашних заданий ученик чувствует себя более свободным, поэтому для развития своей внутренней силы и познавательной способности учащиеся получают большую свободу. Во внеурочное время (домашняя работа) школьники могут расширить свои знания, более глубоко разобраться в том или ином вопросе, определяют свои отношения к историческим событиям и явлениям. Специфические особенности домашней работы учащихся располагают определёнными возможностями. Традиционная проверка знаний недостаточно способствует развитию творческого мышления учащихся и не вызывает у них большого интереса и не формируются их познавательные способности.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Материалы о воспитании и обучении:

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвит ...

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин «К вопросу о бессмертии» Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информация. Джон А ...

Понятие воспитательного потенциала семьи и его диагностика
Семья — направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи быва ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru