Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 12

Сотрудничество и взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние и на развитие интереса к знаниям и на продуктивность процесса познания и на познавательную способность. Практическое овладение познавательными умениями в процессе работы начинается под руководством учителя во фронтальной работе всего класса. Всякое новообразование происходит, формируется в сотрудничестве. «В сотрудничестве ребёнок может всегда сделать больше, чем самостоятельно, в сотрудничестве он оказывается сильнее, умнее чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых ими задание, он поднимается на более высокую степень интеллектуальных возможностей» (7: 40). В совместной работе учащихся следует различать деятельность в коллективе, от коллективной деятельности. Наиболее существенными признаками коллективной деятельности школьников являются: осознание цели деятельности как единой и значимой требующей объединения усилия каждого члена коллектива; разделение функции и обязанностей между участниками деятельности; установление отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы; осуществление контроля, корректировки и оценки деятельности не только педагогом, но и учениками.

Другой вид коллективной работы учащихся это работа в парах. Такого рода деятельность осуществляется двумя учащимися. Педагогу нужно выбрать иную познавательную деятельность и разделяя класс на пары и давать каждой паре разные вопросы и задания.

Эффективность коллективной учебно – познавательной деятельности во многом определяется системой обратной связи в учебном процессе т.е. усложняется организаторская функция учителя. Коллективную деятельность учащихся нельзя считать ряд положенной групповой и общеклассной работы. Коллективная организация учебно-познавательной деятельности, может быть, присуща, как групповой, так и общеклассной формам и особенно эффективно применяется в процессе разных форм уроки (лабораторные, экскурсии). Коллективная познавательная деятельность это активное сотрудничество школьников в главном для них труде – учении. Опыт показывает, что групповая работа полезна как сильным и средним, так и слабым учащимся.

Основной задачей каждого учителя заключается в том, чтобы на основе конкретного учебного материала, способов обучения и содержания общения способствовать возникновению и непрерывному развитию в каждом из школьников жажды знаний, познавательного интереса, веры в свои силы.

Радости общения с педагогом и товарищами, стремление к самостоятельной и коллективной познавательной деятельности – всё это входит в миссию учителя. «Учитель в учебном процессе выступает не только источником знаний, он организатор познавательной деятельности учащихся, направляющий их самостоятельную работу, осуществляющий за нею контроль для развития их познавательной способности».

Может ли школьник сам управлять формированием и развитием своих познавательных интересов и способностей? Если школьник осознаёт важность познавательной способности, он не выполняет функции его формирования. Старшеклассник не ставит специальных целей по развитию своего интереса, по переводу его с одного уровня на другой. Эту функцию в основном выполняет учитель в учебно – познавательном процессе. Если ученик без помощи учителя не может управлять формированием и развитием своих познавательных интересов, то он и без руководства учителя не может и управлять формированием и развитием своих познавательных способностей.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Материалы о воспитании и обучении:

Задачи и практические методики проведения апробации ИЯ
Практика проводилась на базе МОУ БСШ № 1 Челябинской области Красноармейского района с. Бродокалмак в 7 классе с 27 февраля по 8 марта 2010 года. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза: если систематически проводить классные часы на английском языке, то у учащихся возрастет уровень моти ...

Категории педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и ...

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологии
Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных здоровьеохранительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru