Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 10

Долгое время основное внимание учителей было приковано к усвоению учащимися знаний. А развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате чего в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде. В этот период времени педагогическая наука и практика обучения ориентировалась в основном на репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся, в соответствии с которым была разработана система методов и приёмов обучения, обеспечивающих развитие памяти учащихся, вооружение школьников основами наук, которые усваивались детьми преимущественно «в готовом виде». До определенного времени такое обучение обеспечивало выполнение стоявших перед школой задач.

Однако в современный период в школьное образование существуют иные подходы, в связи с которыми изменяются старые установки, выявились принципиальные недостатки объяснительно – иллюстративного обучения, характеризующего в основном репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. Серьёзным недостатком в работе средней школы в этом направлении является и слабая ориентация учебного процесса на активное овладение знаниями.

Выпускники школ затрудняются практически применить полученные знания, у них недостаточно развито умение логично рассуждать, они часто теряются, если вопрос или задача поставлены в необычной форме и т.д. Поэтому необходимо всемерное усиление творческого характера учебной деятельности учащихся, а также и самих учителей, основными компонентами которого являются познавательная активность и самостоятельность, а также совершенствование средств и методов обучения, способствующих овладению знаниями на уровне их творческого использования.

Важна и роль учителя в проведении и организации интерактивных подходов, в том числе работа в группах, которая мало ещё используется в школах нашей республики. Работа в группах способствует также и формированию учебной мотивации учащихся. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Такая самостоятельная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. Групповая работа состоит из двух видов: единой и дифференцированной.

Единая, – когда все группы выполняют одну и ту же работу, при дифференцированном подходе, разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы (оно против лабораторно – бригадного метода 20-х и 30 – х годов) (90). При изучении нового материала особенно часто используется дифференцированная групповая работа.

В целях управления умственной деятельностью учеников, учитель согласно педагогическому руководству должен определить, что какие ошибки допустили члены тех или иных групп, какую часть задания они смогли выполнить за отведённое им время. Применение групповой работы не означает, что формы учебной работы пополняется ещё одним названием, а это означает что существенно изменяется процесс обучения. Успех в этой деятельности зависит от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки, т.е. формируется и развивается его познавательная способность.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Материалы о воспитании и обучении:

Методика проведения родительского собрания
Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, педагог использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями как обще клубные и кружковые родительские собрания. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это универс ...

Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся
Индивидуальные особенности переключения внимания исследовались по тем же критериям, что и устойчивость внимания: по признаку пола и коэффициенту вариативности. Индивидуальные особенности переключения внимания по признаку пола выявлялись путем сравнения среднеарифметических показателей количества пр ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитани ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru