Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников

Страница 10

Долгое время основное внимание учителей было приковано к усвоению учащимися знаний. А развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате чего в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде. В этот период времени педагогическая наука и практика обучения ориентировалась в основном на репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся, в соответствии с которым была разработана система методов и приёмов обучения, обеспечивающих развитие памяти учащихся, вооружение школьников основами наук, которые усваивались детьми преимущественно «в готовом виде». До определенного времени такое обучение обеспечивало выполнение стоявших перед школой задач.

Однако в современный период в школьное образование существуют иные подходы, в связи с которыми изменяются старые установки, выявились принципиальные недостатки объяснительно – иллюстративного обучения, характеризующего в основном репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. Серьёзным недостатком в работе средней школы в этом направлении является и слабая ориентация учебного процесса на активное овладение знаниями.

Выпускники школ затрудняются практически применить полученные знания, у них недостаточно развито умение логично рассуждать, они часто теряются, если вопрос или задача поставлены в необычной форме и т.д. Поэтому необходимо всемерное усиление творческого характера учебной деятельности учащихся, а также и самих учителей, основными компонентами которого являются познавательная активность и самостоятельность, а также совершенствование средств и методов обучения, способствующих овладению знаниями на уровне их творческого использования.

Важна и роль учителя в проведении и организации интерактивных подходов, в том числе работа в группах, которая мало ещё используется в школах нашей республики. Работа в группах способствует также и формированию учебной мотивации учащихся. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Такая самостоятельная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. Групповая работа состоит из двух видов: единой и дифференцированной.

Единая, – когда все группы выполняют одну и ту же работу, при дифференцированном подходе, разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы (оно против лабораторно – бригадного метода 20-х и 30 – х годов) (90). При изучении нового материала особенно часто используется дифференцированная групповая работа.

В целях управления умственной деятельностью учеников, учитель согласно педагогическому руководству должен определить, что какие ошибки допустили члены тех или иных групп, какую часть задания они смогли выполнить за отведённое им время. Применение групповой работы не означает, что формы учебной работы пополняется ещё одним названием, а это означает что существенно изменяется процесс обучения. Успех в этой деятельности зависит от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки, т.е. формируется и развивается его познавательная способность.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Материалы о воспитании и обучении:

Определение уровня развития воображения у детей по методике О. Дьяченко
Материал для проведения диагностики: один комплект карточек для каждого ребенка, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек. Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так ...

Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющи ...

Физическая культура детей дошкольного возраста
Изменения, происходящие в общественно-политическом устройстве страны, общее состояние социально-экономической системы максимально актуализирует роль и значение человека практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Уровень культуры человека все в большей мере определяется степенью раскрыти ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru