Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Педагогика сегодня » Психологическая готовность детей к школьному обучению » Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Страница 2

Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, к четвертому подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Авторы использовали модифицированную методику К. Левина, направленную на выявление уровня пресыщения. Перед ребенком ставилась задача перенести очень большое количество спичек из одной кучки в другую, причем правило состояло в том, что можно было брать только по одной спичке. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с задачей вопреки пресыщению и даже в отсутствие взрослого.

После констатации у детей наличного уровня пресыщения, который оказался весьма низким у всех испытуемых, был поставлен формирующий эксперимент. В ту же самую экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Оказалось, что после проведения формирующего эксперимента уровень пресыщения у детей значительно повысился. Это позволило авторам сделать вывод о формировании в данном эксперименте психологической готовности к школьному обучению.

В рамках четвертого подхода, выполнено исследование Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. В нем мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача нарисовать узор под диктовку. По указанию взрослого ребенок должен был последовательно выполнить три задания. Ребенок должен был соблюсти и усвоить для правильного выполнения задания ряд правил, которые ему предварительно объясняли. Эксперимент проверялся на большой выборке дошкольников. В результате был установлен средний уровень овладения детьми некоторыми предпосылками учебной деятельности. В настоящее время эта методика используется как диагностическая.

В указанных исследованиях не раскрыты источники этих новообразований в дошкольном возрасте и не показаны их дальнейшее развитие и обусловливающее значение для становления полноценной учебной деятельности. Таким образом, при всем теоретическом значении данных исследований они оставляют нерешенными ряд немаловажных вопросов.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности развития творческих способностей дошкольников
Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми ...

Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь ...

Критерии оценки творческого мышления
В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для диффе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru