Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Педагогика сегодня » Психологическая готовность детей к школьному обучению » Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Страница 2

Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, к четвертому подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Авторы использовали модифицированную методику К. Левина, направленную на выявление уровня пресыщения. Перед ребенком ставилась задача перенести очень большое количество спичек из одной кучки в другую, причем правило состояло в том, что можно было брать только по одной спичке. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с задачей вопреки пресыщению и даже в отсутствие взрослого.

После констатации у детей наличного уровня пресыщения, который оказался весьма низким у всех испытуемых, был поставлен формирующий эксперимент. В ту же самую экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Оказалось, что после проведения формирующего эксперимента уровень пресыщения у детей значительно повысился. Это позволило авторам сделать вывод о формировании в данном эксперименте психологической готовности к школьному обучению.

В рамках четвертого подхода, выполнено исследование Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. В нем мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача нарисовать узор под диктовку. По указанию взрослого ребенок должен был последовательно выполнить три задания. Ребенок должен был соблюсти и усвоить для правильного выполнения задания ряд правил, которые ему предварительно объясняли. Эксперимент проверялся на большой выборке дошкольников. В результате был установлен средний уровень овладения детьми некоторыми предпосылками учебной деятельности. В настоящее время эта методика используется как диагностическая.

В указанных исследованиях не раскрыты источники этих новообразований в дошкольном возрасте и не показаны их дальнейшее развитие и обусловливающее значение для становления полноценной учебной деятельности. Таким образом, при всем теоретическом значении данных исследований они оставляют нерешенными ряд немаловажных вопросов.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое образование в социально-территориальных системах
Особое место в модернизации образования как общественного института должно занимать педагогическое образование всех членов общества и профессиональное образование педагогов. Очевидно, педагогическое образование должно стать неотъемлемой составной частью общего образования для всех, ибо каждый челов ...

Тренировка, как компонент системы подготовки спортсменов
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенал ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru