Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов » Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся

Страница 1

Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом урока.

Учитывая, что важными компонентами выразительности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием выразительности следует обращать внимание на те аспекты, которые помогали бы формировать высоким его показатель. Для этого необходимо использовать упражнения направленные на работу над основными компонентами.

I. Предлагаем упражнения по формированию словесного ударения:

Упражнение №1.

На карточках записаны слоги:

сасасасасасасасасасасаса

сасасасасасасасасасасаса

Педагог произносит два раза первую строчку за экраном и просит ребенка назвать строчку, какую он только что произнес и повторить слоги. Работа проводится с каждой строчкой. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается отхлопать ритм, тем самым усложняя задание.

Упражнение №2.

Подбор слов по заданному ритму.

Учитель предлагает ребенку назвать двусложные, трехсложные слова с ударением на третий слоге. Ребенок должен подобрать соответствующие слова. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются следующие карточки со словами:

Паровоз,

Карандаш

Телефон

Колобок

Пирожок

магазин

Аналогично проводится работа со словами с ударением на второй или первый слоги.

Упражнение №3.

Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии сказанного экспериментатором.

Учитель читает за экраном ряд слов. Учащиеся на слух определяют, на какой слог падает ударение:

Коровапалец

Школалисток

Ручкакарандаш

Учительмашина

II. Для закрепления правильного членение фразы паузами рекомендуем следующее упражнение:

Упражнение №1

Девочка Ника любит клубнику.

И я клубнику люблю —

Много съесть ее могу.

Ребенок должен прочитать стихотворение, правильно расставляя паузы. Если ребенок не выполняет задание, то экспериментатор предлагает прочитать стихотворение с уже расставленными паузами. Если ребенку трудно выполнить и это задание, то он повторяет стихотворение сопряженно с учителем.

III. Для работы над голосом.

Упражнение №1.

Ребенку дается установка считать от 1 до 10:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ребенок должен называть цифры на табличках голосом нормальной силы.

Упражнение №2.

ПАпаПАПАПА…папа…па па ПА па па ПА

IV. Предлагаем упражнение для развития интонации:

Упражнение №1

изображать, подражая действиям педагога, различные чувства:

Боль – а-а-а, бобо, больно, болит, у меня болит живот и т.п.;

Радость – А_, ура! Мама! Мама пришла!

Вопрос – А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?

Просьбу – а_, а-а, дай, помоги, иди ко мне;

Осуждение – а_,а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;

Усталость – О_, ох, устал(а), я устал(а) и т.п.

Упражнение №2.

Мишка, а Мишка. Ты сильный?

Да, я очень сильный!

Давай с тобой дружить!

Хорошо, согласен! Я тебя в обиду не дам.

В карточках для работы соблюдены все орфоэпические правила, проставлено ударение. Предложить детям все действия сопровождать соответствующими жестами и движениями.

В ходе проведения уроков мы рекомендуем обращать внимание на произносительную сторону речи учащихся, исправляя допущенные ошибки. Работа над выразительностью речи должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Изучение выразительности речи неслышащих учащихся показало, что выразительность произношения невысока. Она мало выразительна, без эмоциональной окраски, монотонна и неинтересна. Для формирования выразительности речи важным разделом является развитие у глухих детей восприятия речи и воспроизведения ее интонационной структуры.

Результаты исследования показали, что причиной этого являются серьезные недостатки фонетического оформления речи, касающиеся произношения фонем, словесного ударения и интонации, орфоэпии, темпа и т.д.

Мы установили, что недостатки произношение неслышащих школьников являются далеко не одинаково значимыми в смысле их отрицательного влияния на выразительность.

Нами установлено, что наибольший ущерб выразительности речи наносит отсутствие в речи интонации, а также, в меньшей степени выразительность страдает от недостатков ударения. Еще менее значимыми являются недостатки членения фразы.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.И. Дьяченко, Э.В. Ильенкова, Н.В. Самсонова к проблеме развития процесса воображения детей посредством использования игр, и подобрать серию развивающи ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru