У детей экспериментальной группы наблюдается короткое речевое дыхание, связанное с недостаточно экономным расходованием воздуха в процессе звукопроизношения. Это обстоятельство, а также замедленный по сравнению с обычным, темп речи глухих школьников вынуждает их членить речь на более дробные отрезки, отдаленные друг от друга дыхательными паузами.
В зависимости от преобладающего типа членения учащиеся были разделены на три группы, первую из которых характеризовало правильное членение (43%). Вторую – послоговое (26%), и третью – пословное (31%).
Следует отметить, что правильное членение фразы чаще встречается в речи детей с остатками слуха, и тем чаще, чем значительнее эти остатки.
В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве произношения.
Было установлено, что у 50% детей голос был нормальной высоты, силы и тембра. У остальных детей мы наблюдали различные дефекты голоса, касающиеся этих параметров.
Особенности голоса.
Таблица 5
Сила |
Высота |
Тембр | |||
N |
Дефект |
N |
Дефект |
N |
дефект |
85% |
15% |
63% |
37% |
53% |
47% |
Таким образом, можно сделать вывод, что у половины обследуемых детей имеются те или иные дефекты голоса. Положительное влияние на формирование нормального голоса оказывают: использование остаточного слуха при коррекции и последовательная и планомерная работа сурдопедагога.
Обобщая полученные результаты исследования с точки зрения ее выразительности, мы можем отразить их в таблице.
Выразительность устной речи детей экспериментальной группы в %
Таблица 6
Ф. Имя ребенка |
выразительность речи в норме |
Средний уровень выразительности |
Низкий уровень выразительности |
Надя Ж. |
* | ||
Ирина Р. |
* | ||
Настя К. |
* | ||
Владик К. |
* | ||
Алеша К. |
* |
Таким образом, изучение состояния выразительности речи показало, что в среднем выразительность речи детей данной группы имеет низкий уровень:
12,5% детей имеют выразительную речь;
12,5% - средний уровень выразительности речи;
75% - низкий уровень выразительности речь
Проведенные нами исследования показали, что причины, влияющие на выразительность речи таковы:
нарушение звукопроизношения,
нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии,
нарушение словесного ударения,
нарушение паузального членения фраз.
На овладение устной речью детей с нарушенным слухом большое влияние оказывает степень снижения их слуха.
Анализ качества устной речи детей экспериментальной группы показал, что программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи выполнены не полностью: в речи детей преобладает послоговое, равноударенное произношение.
При анализе состояния голоса у детей были выявлены дефекты, связанные с нарушением силы голоса, его высоты и тембра: крикливый голос, у некоторых детей голос переходит на фальцет, у Алеши К. — гнусавость.
Недостатки отмечаются также в членении фразы при помощи пауз, которые в большинстве случаев не выражают разделения ее на синтагмы.
Дети еще недостаточно правильно пользуются правилами орфоэпии, в некоторых случаях возникают проблемы даже со знакомым материалов: они не оглушают звонкие согласные на конце или начале слова (чтобы, зуб), в ряде случаев не пользуются правилами безударного о (собака, окно, доска).
Материалы о воспитании и обучении:
Информационное пространство учреждения образования
Оптимальный вариант информационной среды образовательного учреждения целесообразно разрабатывать, опираясь на современные и научно-обоснованные управленческие процессы, одной из которых выступает проектирование. Культрологический подход к проектированию информационной среды означает решение задачи ...
Особенности детей подросткового возраста
Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов в ...
Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности
Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека, оно может и должно решать важные и актуальные задачи художест ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.