Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме

Страница 1

Начнем с анализа усвоения слогоритмической структуры устной речи. Овладение слогоритмической структурой устной речи предполагает формирование у детей умения и навыков слитного, с соблюдением ударения произношения. Программой обучения глухих детей младшего школьного возраста ставится задача формирования и закрепление навыков слитного произношения слов, с выделением в них ударения. В ходе констатирующего эксперимента мы рассмотрим выполнение этих программных требований.

Анализ качества слитности произношения позволяет нам сделать вывод, что при произнесении речевого материала дети допускают ошибки. К ним относятся послоговое произнесение слов и пословное произнесение фраз. Также можно выявить прямую зависимость между остаточным слухом ребенка и возможностями слитного произношения слов.

Наблюдения Э.И. Леонгард, Н.Ф. Слезиной, Н.Д. Шматко показывают, что дети могут исправлять свое произношение, подражая речи педагога. Учитывая этот факт, мы проверили слитность при самостоятельном произнесении (I), по подражанию (II) и еще при чтении табличек (III).

Результаты анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Слитность произношения слов детьми с нарушенным слухом младшего возраста (в %)

Порядок произношения

Произношение.

I Самостоятельное произношение.

II Произношение по подражанию.

III Произношение при чтении табличек.

Слитно

по слогам

по звукам

46%

45%

9%

38%

53%

9%

31%

57%

12%

Из таблицы видно, что при самостоятельном произношении дети допускают ошибок меньше, чем при произнесении по подражанию. Больше всего ошибок допускалось при чтении табличек, что свидетельствует о недостаточной сформированности навыка чтения. Также необходимо отметить преобладание послогового произношения: в I – 45%, во II – 53%, а в III – 57%.

Мы установили прямую зависимость между темпом произношения и качеством слитности произношения. Чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает ребенка с нарушенным слухом к монотонному, послоговому, а иногда и позвуковому произнесению слов.

Далее перейдем к анализу усвоения детьми с нарушенным слухом навыков произношения речевого материала с ударением. Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице.

Таблица 3 - Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом экспериментируемой группы (в %)

Соблюдение ударения

Односоставные слова

Двусоставные слова

Трехсоставные слова

Правильное ударение

Монотонное произношение

Равноударенное произношение

69%

9%

22%

60%

9%

31%

62%

9%

29%

Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (27%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 64%.

Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении слов односоставных слов. Больше всего ошибок допущено при чтении трехсоставных слов. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.

Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей.

Теперь рассмотрим анализ членения фразы паузами.

Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих выразительности речи неслышащих детей.

Таблица 4 - Членение фраз паузами

Правильно

Неправильное членение

Послоговое

Пословное

43%

26%

31%

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Организация процесса управления подготовкой волейболистов при использовании целевого метода
Практическая реализация целевого метода предусматривала осуществление последовательных операций. Первой из них являлось определение основной цели подготовки команды - войти в финальную часть Чемпионата г. Красноярска среди команд первой группы. В сезон 2009 года команда завоевала право участвовать ...

Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников
Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность е ...

Программа социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье
Учитывая полученные данные на основании проведенных методик с детьми и родителями, нами были разработаны формы и методы социально педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Социально-педагогическая помощь представляет собой коррекционную прог ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru