Характеристика речевого материала

Страница 2

Упражнение № 2.

Детям предлагаются карточки с отрывком стихотворения — расставить надстрочные знаки и прочитать правильно:

Снежок порхает, кружиться,

На улицах бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Если ребенок затрудняется, ему предлагается прочитать текст с уже проставленными знаками.

Материал для исследования силы голоса.

Исследование голоса будем рассматривать на примере работы силой голоса, и в частности над умением произносить гласные звуки длительно и кратко, громко и тихо, слитно и раздельно.

Исследование проводится следующим образом.

Упражнение № 1.

Ребенку предлагается табличка с заданием:

«Давай споем»

а А А а А а А. А. А.

о О О о О о О. О. О.

у У У у У у У. У. У.

и И И и И и И. И. И.

Упражнение № 2.

Предлагается карточка с заданием — прочитай тихо:

Тише – тише – тише,

Голубь сел на нашу крышу.

Упражнение № 3.

Ребенку предлагается прочитать текст из книги для чтения Б.Д. Корсунской “Читаю сам”. Текст предъявляется на табличке.

Рассказ “Ломать нельзя”

Вова построил кукле дом. Дом большой и красивый.

Петя прибежал и сломал дом. Вова сказал: «Ломать нельзя».

Пете стыдно. Он сказал: «Извини меня, Вова».

Если возникают затруднения (голос ребенка быстро затухает, он производит дополнительный добор воздуха), мы используем тактиль-вибрационный контроль. Внимание ребенка акцентируем на постоянной, плавной вибрации гортани. Сначала используется перекрестный контроль, затем ребенок контролирует только себя.

Материал для исследования интонации.

Детям предлагается разыграть сценку, предварительно прочитав и обсудив с педагогом «сложные» места диалога.

Упражнение № 1.

Кошка, а кошка, ты любишь картошку?

Фу! Я картошку не люблю!

А что ты любишь?

Мышку, рыбу, молоко!

Мышка… Фу!

Очень вкусно!

Упражнение № 2.

Ой, Лиса, что это у тебя?

Сыр! Не видишь что ли?

Лисонька, дай откусить!

Нет уж, я сама хочу!

Фу, жадина!

В карточках для работы соблюдены все орфоэпические правила, проставлено ударение. Предложить детям все действия сопровождать соответствующими жестами и движениями.

На основании проведенной работы и данной изученной литературы. Мы можем выделить методические рекомендации для работ над выразительностью речи неслышащих детей.

Для изучения произношения детей нами было организовано исследование, методика которого описана выше. Рассмотрим полученные экспериментальные данные.

Характеристика детей, участвующих в эксперименте.

В нашем исследовании принимало участие 5 человек – ученики 2 «Б» класса школы-интерната №1 Выборгского района г. С.-Пб. для детей с нарушенным слухом. В классе обучаются 3 девочки и 2 мальчика.

На основе исследования личных дел испытуемых, нами выявлены следующие причины нарушения слуха: наследственная тугоухость (3чел.) и приобретенная тугоухость (2чел.).

Таблица 1 - Слухоречевое развитие учащихся экспериментальной группы

Ф. имя

Возраст

Нарушение слуха

Речевое развитие

Надя Ж

8 лет

III-IV степень тугоухости по Нейману

ОНР

Ирина Р.

12 лет

Двусторонняя глухота

III группа

среднее

Настя К.

8 лет

III-IV степень тугоухости по Нейману

Среднее

Владик К.

9 лет

III-IV степень тугоухости по Нейману

низкое

Алеша К.

8 лет

III-IV степень тугоухости по Нейману

ОНР

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разн ...

Формирование и развитие выразительности речи через пение
Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение. Близость сенсорной основы му ...

Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru