Характеристика речевого материала

Страница 1

Исследование произношения, а именно, выразительности речи, детей с нарушенным слухом проводилось на материале слов и фраз. Мы считаем это наиболее целесообразным, так как на материале слов и фраз можно получить представление о сформированности у ребенка фонетической системы устной речи: качество произношения всех звуков русского языка, умения воспроизводить словесное и логическое ударения. Также можно получить представление о развитии речевого дыхания ребенка, то есть, слитно ли он произносит слова, и о состоянии голоса ребенка. Подбирался речевой материал специально, с учетом насыщенности его всеми звуками русского языка.

Материал для исследования расстановки словесного ударения.

Для исследования вопроса о правильной расстановке словесного ударения ребенку предлагаются упражнения на материале слогов с разными типами ударения.

Упражнение №1

На карточках записаны слоги:

папапапапапапапапапапапа

папапапапапапапапапапапа

Экспериментатор произносит два раза первую строчку за экраном и просит ребенка назвать строчку, какую он только что произнес и повторить слоги. Работа проводится с каждой строчкой. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается отхлопать ритм, тем самым усложняя задание.

Упражнение №2

Для проверки ударения были подобраны слова, разнообразные по слогоритмической структуре: трехсложные слова – барабан / /, машина / /, яблоко / /.

Упражнение №3

Определение количества слогов и ударного слога в словах. На карточке сделана таблица:



`_

`

`_

`_

_`

У ребенка на столе выложены карточки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух).

Экспериментатор: Я буду произносить слова, которые обозначают находящиеся перед вами картинки. После того, как я произнесу слово, ты будешь показывать соответствующую картинку, назовешь количество слогов в слове и какой слог ударный.

Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагаются карточки с написанными словами.

Упражнение №4

Подбор слов по заданному ритму. Экспериментатор предлагает ребенку назвать двусложные, трехсложные слова с ударением на втором слоге. Ребенок должен подобрать соответствующие слова. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются следующие карточки со словами:

Собака.

Сметана.

Дежурный.

Болото.

Качели.

Аптека.

Аналогично проводится работа со словами с ударением на первый или третий слоги.

Материал для исследования членения фразы паузами.

На карточках ребенку предлагается:

Наша кошка толста немножко

Наша мышка совсем малышка

Ох мне жарко

Ох мне жарко

Тяжело нести подарки

Ребенок должен прочитать эти фразы, правильно расставляя паузы. Если ребенок не выполняет задание, то экспериментатор предлагает прочитать предложения с уже расставленными паузами. Если ребенку трудно выполнить и это задание, то он повторяет предложения сопряженно с экспериментатором.

Материал для исследования орфоэпии.

Как правило, работу над орфоэпией мы начинаем с 5 класса. Но для того, чтобы подвести детей к пониманию орфоэпии и ее правил, можно на уроках чтения, развития речи выделять время для работы с табличками со словами с надстрочными знаками, на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Также весь речевой материал в классных уголках должен сопровождаться надстрочными знаками.

Упражнение № 1.

На карточках даны слова. Ребенку дается задание – расставить правильно надстрочные знаки:

ГородКорова

ЗубТетрадь

СобакаДуб

Можно попросить ребенка объяснить, почему он поставил тот или иной знак.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Организация планирования воспитательной работы в школе
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом: 1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)? 2 шаг — определение временного периода: какой период вр ...

Классификация педагогических ценностей
Курс рассчитан на учащихся 10–11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса: развитие интереса к физике и решению физических задач; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирова ...

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru