Формирование и развитие выразительности речи через пение

Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение.

Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающаяся у учеников способность слухового восприятия элементарных музыкальных структур содействует повышению слухового внимания к речевой интонации, развитию умения более осознанно вслушиваться в ее структуры, чувствовать различия в динамике звучания голоса, его мелодике, темпо-ритмической организации речи.

Развитие певческого голоса можно начать с пения слогов фонетической ритмики. Пение укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса – от одного звука до полутора октав, обогащается эмоциональная и тембровая окраска голоса, улучшается дикция, дыхание.

Всякая музыка – прежде всего язык чувств. Вокальная музыка легче, доступнее обнажает чувства через словесно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души. Дети с дефектами слуха, воспринимающие речь собеседника слухо-зрительно, как правило, не улавливают на слух интонационное богатство речи, особенно самые тонкие, тихие интонации и эмоции. Они легче слышат и подражают эмоциям ярким, бурным, формирующим характер нервный, но неглубокий.

При работе над музыкальной сказкой, например, осознание учениками ее содержания, обучение определению на слух музыкальных фрагментов, работа над пластическим выражением музыкального образа, использование декораций и костюмов – все это помогает глухому ребенку эмоционально войти в роль, побуждает его к выразительной устной речи, стремлению передавать эмоциональное состояние героя сочетанием речевых и неречевых средств (мимикой, позой, выразительной пластикой).

В процессе разучивания народных и детских песенок, попевок, специальных упражнений на развитие голоса целенаправленное вслушивание в музыку, различие основных музыкальных выразительных средств (звуковысотной и ритмической организации мелодии, характера звуковедения – плавно или отрывисто, темпа и т.п.) помогают детям научиться воспроизводить при декламации ритм и темп музыки, динамические оттенки, логическое ударение. Выразительность музыки настраивает на эмоциональное исполнение. Большое внимание при разучивании песен уделяется работе над дикцией, дыханием, естественным, свободным звучанием голоса. При пении поэтического текста, неслышащий ребенок легко усваивает метроритмический склад родной речи.

Особенно полезны фольклорные колыбельные, прибаутки, детские песенки, которые исторически сложились из интонаций древнего распевного говора и содержат в себе верную, а подчас вариантную акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминается транскрипция гласных звуков. Все это благотворно сказывается, в конечном счете, на качестве речи неслышащего ребенка.

Материалы о воспитании и обучении:

Анализ результатов формирующего эксперимента
В формирующем эксперименте принимали участие ранее обследованные дети логопедических групп. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Специально организованная работа проводилась в период с 01.10.2010 по 30.05.2011г. по программе «Речь+театр». Данная программа разрабатывалась и адап ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Сравнительный анализ особенностей развития языкового анализа и синтеза
Нарушения овладением процесса чтения часто могут быть связаны с несформированностью слогового анализа и синтеза, анализа предложений, а также фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Анализ ответов младших школьников с нарушением речи позволил заключить, что у большинства из ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru