Формирование и развитие выразительности речи через пение

Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение.

Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающаяся у учеников способность слухового восприятия элементарных музыкальных структур содействует повышению слухового внимания к речевой интонации, развитию умения более осознанно вслушиваться в ее структуры, чувствовать различия в динамике звучания голоса, его мелодике, темпо-ритмической организации речи.

Развитие певческого голоса можно начать с пения слогов фонетической ритмики. Пение укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса – от одного звука до полутора октав, обогащается эмоциональная и тембровая окраска голоса, улучшается дикция, дыхание.

Всякая музыка – прежде всего язык чувств. Вокальная музыка легче, доступнее обнажает чувства через словесно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души. Дети с дефектами слуха, воспринимающие речь собеседника слухо-зрительно, как правило, не улавливают на слух интонационное богатство речи, особенно самые тонкие, тихие интонации и эмоции. Они легче слышат и подражают эмоциям ярким, бурным, формирующим характер нервный, но неглубокий.

При работе над музыкальной сказкой, например, осознание учениками ее содержания, обучение определению на слух музыкальных фрагментов, работа над пластическим выражением музыкального образа, использование декораций и костюмов – все это помогает глухому ребенку эмоционально войти в роль, побуждает его к выразительной устной речи, стремлению передавать эмоциональное состояние героя сочетанием речевых и неречевых средств (мимикой, позой, выразительной пластикой).

В процессе разучивания народных и детских песенок, попевок, специальных упражнений на развитие голоса целенаправленное вслушивание в музыку, различие основных музыкальных выразительных средств (звуковысотной и ритмической организации мелодии, характера звуковедения – плавно или отрывисто, темпа и т.п.) помогают детям научиться воспроизводить при декламации ритм и темп музыки, динамические оттенки, логическое ударение. Выразительность музыки настраивает на эмоциональное исполнение. Большое внимание при разучивании песен уделяется работе над дикцией, дыханием, естественным, свободным звучанием голоса. При пении поэтического текста, неслышащий ребенок легко усваивает метроритмический склад родной речи.

Особенно полезны фольклорные колыбельные, прибаутки, детские песенки, которые исторически сложились из интонаций древнего распевного говора и содержат в себе верную, а подчас вариантную акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминается транскрипция гласных звуков. Все это благотворно сказывается, в конечном счете, на качестве речи неслышащего ребенка.

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое образование в социально-территориальных системах
Особое место в модернизации образования как общественного института должно занимать педагогическое образование всех членов общества и профессиональное образование педагогов. Очевидно, педагогическое образование должно стать неотъемлемой составной частью общего образования для всех, ибо каждый челов ...

Кодирование информации
Человек способен воспринимать информацию из внешнего мира по пяти каналам в соответствии с имеющимися у него органами чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Опустив рассуждения о том, как информация воспринимается человеком по этим каналам, отметим две принципиально различные формы предста ...

Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся
В условиях продолжительных нагрузок в учебной и трудовой деятельности способность к сохранению длительного сосредоточения внимания и адекватного его переключения является важным фактором, обеспечивающим эффективность протекания умственной и физической работы. При характеристике внимания как сложног ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru