Ритмико-интонационная сторона речи неслышащих детей, поступающих в школу

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов » Ритмико-интонационная сторона речи неслышащих детей, поступающих в школу

Страница 1

Рассмотрим, с какими навыками устной речи неслышащие дети поступают в школу. Как правило, все дети, обучавшиеся в детском саду, умеют отделять слог от ряда слогов, произносить гласные и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно. Умение же детей изменять темп речи, силу и высоту голоса, воспроизводить различные ритмы, передавать интонацию крайне различны.

Одни дети умеют произносить в разном темпе не только слоги, но и слова и фразы, другие же реализуют это умение лишь на слоговом материале. Многие дети могут постепенно убыстрять и замедлять темп речи, а некоторым это недоступно. Это же касается и изменение силы голоса.

Наибольшие трудности возникают при воспроизведении высоты голоса у детей с глухотой и тяжелой тугоухостью. При целенаправленной многолетней работе даже глухие дошкольники могут хотя бы незначительно понижать и повышать голос относительно своего основного тона, индивидуального для каждого ребенка. Но многие дети реализуют это лишь на материале слогов и самых простых слов. Часть детей (особенно слабослышащих) успешно справляются как с постепенным повышением и понижением голоса при произнесении гласных и слогов, так и с воспроизведением голосом нормальной высоты, низким и высоким простого речевого материала.

Большинство детей умеют воспроизводить ритмы простыми слогосочетаниями типа Тата, таТАта, но не все из них могут произносить ритмы в разном темпе, с разной громкостью, а тем более с постепенным убыстрением темпа (или усилением голоса) и его замедлением (ослаблением голоса).

В передаче интонационной окраски речи дети, поступающие в школу, обладают существенно разными возможностями. Если работа в этом направлении целенаправленно велась в дошкольный период, то дети, воспроизводя речевой материал с той или иной интонацией, прежде всего, выражают ее мимикой лица, позами, жестами и некоторыми голосовыми модуляциями. Часть детей, и, прежде всего слабослышащие, владеют достаточно интонированной речью.

Насколько хорошо или плохо дети, поступающие в школу, овладели умением воспроизводить ритмико-интонационную сторону речи, можно выяснить на фронтальных занятиях.

Для этого предлагается выполнить ряд упражнений с использованием разнообразных движений речевой ритмики, сопровождающихся произнесением простого, доступного, в том числе и в звуковом отношении, речевого материала. В частности, проверяются умения:

Отделять слог от ряда слогов:

шагать на месте, произнося папапа, топнуть ногой – па.

Произносить слоги долго и кратко:

а) плавно развести руки от груди в стороны – а_(протяжно), резко закрыть руками лицо – а(кратко);

б) напряженные руки, согнутые в локтях на уровне груди ладонями от себя, медленно выдвинуть вперед и развести в стороны – м_а_, резко опустить кисти рук вниз – ма.

Произносить слоги слитно и неслитно:

хлопать опущенными руками по бедрам – тататата (слитно), хлопать в ладоши перед грудью – та, та, та, та (неслитно).

Изменять темп речи:

а) изображать большого медведя, который идет медленно, маму-медведицу, идущую в нормальном темпе и бегущего медвежонка;

б) шагать на месте, произнося слоги татата и, постепенно убыстряя движения и соответственно произносимые слоги, и замедляя;

в) произносить простой речевой материал в медленном, нормальном и быстром темпе, при этом кроме темпа детям предлагается изменять и высоту голоса.

Изменять силу голоса:

а) развести опущенные руки в стороны а_(тихо), развести руки в стороны от груди – А_(голос нормальной громкости), развести в стороны руки, поднятые над головой – А(громко); повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу, а затем слова «мама» с разной силой голоса;

б) разводить руки в стороны внизу, чуть выше, у груди, на уровне плеч, над головой, постепенно усиливая голос при произнесении слова «мама», выполнять упражнение в обратном порядке, ослабляя силу голоса.

Изменять высоту голоса:

а) развести руки в стороны – О_(низкий голос), развести руки в стороны от груди – О_(голос нормальной высоты), встать на носочки, развести в стороны руки, поднятые над головой –о_(высокий голос); повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу с разной высотой голоса;

б) изображать самолет, который разбегается по летному полю и взлетает, летит высоко, а затем садится, произнося при этом гласные А или У с постепенным повышением и понижением голоса.

Воспроизводить ритмы:

а) отхлопывать простые ритмы типа ТАта, таТА, ТАтата, таТАта, татаТА и повторяющиеся ритмы типа ТАтата-ТАтата-ТАтата, ТАтата-ТА-Татата ТА-Татата-ТА; шагать на месте в медленном, нормальном и быстром темпе, произнося повторяющийся ритм типа татаТА-татаТА и ударяя себя руками по бедрам на ударный слог;

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Опыт изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в субъекте Российской Федерации
В данной части монографии представлено описание опыта изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в Еврейской автономной области (ЕАО), на территории которой в течение 2004-2005 гг. группой сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Росс ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru