Ритмико-интонационная сторона речи неслышащих детей, поступающих в школу

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов » Ритмико-интонационная сторона речи неслышащих детей, поступающих в школу

Страница 1

Рассмотрим, с какими навыками устной речи неслышащие дети поступают в школу. Как правило, все дети, обучавшиеся в детском саду, умеют отделять слог от ряда слогов, произносить гласные и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно. Умение же детей изменять темп речи, силу и высоту голоса, воспроизводить различные ритмы, передавать интонацию крайне различны.

Одни дети умеют произносить в разном темпе не только слоги, но и слова и фразы, другие же реализуют это умение лишь на слоговом материале. Многие дети могут постепенно убыстрять и замедлять темп речи, а некоторым это недоступно. Это же касается и изменение силы голоса.

Наибольшие трудности возникают при воспроизведении высоты голоса у детей с глухотой и тяжелой тугоухостью. При целенаправленной многолетней работе даже глухие дошкольники могут хотя бы незначительно понижать и повышать голос относительно своего основного тона, индивидуального для каждого ребенка. Но многие дети реализуют это лишь на материале слогов и самых простых слов. Часть детей (особенно слабослышащих) успешно справляются как с постепенным повышением и понижением голоса при произнесении гласных и слогов, так и с воспроизведением голосом нормальной высоты, низким и высоким простого речевого материала.

Большинство детей умеют воспроизводить ритмы простыми слогосочетаниями типа Тата, таТАта, но не все из них могут произносить ритмы в разном темпе, с разной громкостью, а тем более с постепенным убыстрением темпа (или усилением голоса) и его замедлением (ослаблением голоса).

В передаче интонационной окраски речи дети, поступающие в школу, обладают существенно разными возможностями. Если работа в этом направлении целенаправленно велась в дошкольный период, то дети, воспроизводя речевой материал с той или иной интонацией, прежде всего, выражают ее мимикой лица, позами, жестами и некоторыми голосовыми модуляциями. Часть детей, и, прежде всего слабослышащие, владеют достаточно интонированной речью.

Насколько хорошо или плохо дети, поступающие в школу, овладели умением воспроизводить ритмико-интонационную сторону речи, можно выяснить на фронтальных занятиях.

Для этого предлагается выполнить ряд упражнений с использованием разнообразных движений речевой ритмики, сопровождающихся произнесением простого, доступного, в том числе и в звуковом отношении, речевого материала. В частности, проверяются умения:

Отделять слог от ряда слогов:

шагать на месте, произнося папапа, топнуть ногой – па.

Произносить слоги долго и кратко:

а) плавно развести руки от груди в стороны – а_(протяжно), резко закрыть руками лицо – а(кратко);

б) напряженные руки, согнутые в локтях на уровне груди ладонями от себя, медленно выдвинуть вперед и развести в стороны – м_а_, резко опустить кисти рук вниз – ма.

Произносить слоги слитно и неслитно:

хлопать опущенными руками по бедрам – тататата (слитно), хлопать в ладоши перед грудью – та, та, та, та (неслитно).

Изменять темп речи:

а) изображать большого медведя, который идет медленно, маму-медведицу, идущую в нормальном темпе и бегущего медвежонка;

б) шагать на месте, произнося слоги татата и, постепенно убыстряя движения и соответственно произносимые слоги, и замедляя;

в) произносить простой речевой материал в медленном, нормальном и быстром темпе, при этом кроме темпа детям предлагается изменять и высоту голоса.

Изменять силу голоса:

а) развести опущенные руки в стороны а_(тихо), развести руки в стороны от груди – А_(голос нормальной громкости), развести в стороны руки, поднятые над головой – А(громко); повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу, а затем слова «мама» с разной силой голоса;

б) разводить руки в стороны внизу, чуть выше, у груди, на уровне плеч, над головой, постепенно усиливая голос при произнесении слова «мама», выполнять упражнение в обратном порядке, ослабляя силу голоса.

Изменять высоту голоса:

а) развести руки в стороны – О_(низкий голос), развести руки в стороны от груди – О_(голос нормальной высоты), встать на носочки, развести в стороны руки, поднятые над головой –о_(высокий голос); повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу с разной высотой голоса;

б) изображать самолет, который разбегается по летному полю и взлетает, летит высоко, а затем садится, произнося при этом гласные А или У с постепенным повышением и понижением голоса.

Воспроизводить ритмы:

а) отхлопывать простые ритмы типа ТАта, таТА, ТАтата, таТАта, татаТА и повторяющиеся ритмы типа ТАтата-ТАтата-ТАтата, ТАтата-ТА-Татата ТА-Татата-ТА; шагать на месте в медленном, нормальном и быстром темпе, произнося повторяющийся ритм типа татаТА-татаТА и ударяя себя руками по бедрам на ударный слог;

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Восприятие как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...

Тьюторство, как профессиональная деятельность
Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора. Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе. Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, ис­полняемых им ролей, уровней компетентност ...

Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническая революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила новые принципы методов обучения иностранным языкам. Традиционные педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru