Выразительность устной речи и ее составляющие компоненты

По определению Б.Н. Головина - выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, - такую речь называют выразительной.

Особое отношение в выразительности речи имеет интонация. Интонация - это движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Таким образом, интонация - явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчлененное и потому "простое"(Головин Б.Н.).

Каждое из слагаемых интонации (высота, темп, тембр, сила, паузы), будучи компонентом целого, обнаруживает и некоторую автономию. Например, при одном и том же рисунке высоты можно дать изменение тембра: Ты куда? - движение высоты тона будет идти снизу вверх. Однако тембр (и сила) могут меняться в разных условиях и у разных людей. Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и волевые "созначения". Вот почему интонация высказывания постоянно вторгается в нашу психическую жизнь - на работе, в магазине, дома. Наша интонация - это зеркало нашей эмоциональной жизни, движений нашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказываний.

В состав выразительности речи можно отнести:

словесное ударение – под ним с акустической точки зрения мы понимаем выделение какого-нибудь из слогов слова, при помощи интенсивности, высоты или длительности звучания.

логическое ударение – или синтагматическое ударение, не на последнем ударном гласном синтагмы (Бондарко Л.В.)

интонация – это значимый компонент фонетической системы, с помощью которого слова объединяются в синтагмы и фразы.

Темп – является одним из факторов, влияющих на внятность устной речи глухих. Медленный темп задерживает мыслительный процесс.

Вывод: каждый составляющий компонент выразительности устной речи очень важен для благозвучности, эмоциональной окраски нашей речи. Все аспекты взаимосвязаны и эта взаимосвязь учитывается при разработке методических приемов и содержания работы над произношением.

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...

Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
Практическая реализация социальной политики государства осуществляется через социальную работу. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Д ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания – это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации данного процесса. Требования, предъявляемые к принципам: 1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru