Сенсорная база детей с нарушенным слухом

Страница 2

Благодаря кожному анализатору глухой получает такую информацию о работе речевых органов, которая не доступна зрительному анализатору. Но сама по себе эта информация явно неполная, нечеткая, недостаточная для характеристики того или иного фонетического элемента и не может служить достаточно надежной базой для усвоения произношения.

Не смотря на то, что анализаторы составляют сенсорную базу для усвоения устной речи глухими, формирование её невозможно без подражания! Подражание – это вид ориентировочно-исследовательской деятельности, в результате которой ребенок, прослеживая действия взрослого, воспринимая речь, получает определенный эталон, меру, которую подравнивает свои собственные действия. При формировании произношения для слышащих детей играет огромную роль слухомышечная подражательность, которая названа Сеченовым – имитационный рефлекс. Данный рефлекс является врожденным. Наличие речедвигательного анализатора подражание является базой для возникновения речевых кинестезий, которые являются основной для овладения произношению.

Речевая кинестезия – это сложная чувствительность, которая возникает при работе речевых органов в результате суммирования и взаимодействия трех видов раздражения:

от слизистых оболочек;

мышечная чувствительность;

раздражение, возникающее в нервных окончаниях суставных сумок.

Эти кинестезии анализируются в коре головного мозга, запечатлеваются в долговременной памяти и служат базой для II сигнальной системы. Речедвигательный анализатор имеет свои особенности по сравнению с другими анализаторами – он воспринимает сигналы, возникающие в самом организме. Речедвигательный анализатор начинает развиваться только с момента начала становления произношения, до этого речедвигательный анализатор бездействует и его чувствительность не развита. Толчком к развитию собственной речи служит восприятие речи окружающих и речедвигательный анализатор развивается под влиянием собственной речи и под контролем слухового анализатора. В результате содружества слухового и речедвигательного анализаторов в коре головного мозга складываются афферентные комплексы, которые образуют “акцептор действия ” (Жинкин, Анохин). Он выполняет контролирующую функцию и обеспечивает гладкость протекания устной речи.

Поскольку ни один из анализаторов глухого не может принять на себя такую исчерпывающую роль в информации о фонетических элементах речи ни при восприятии, ни при контроле, какую играет в норме слуховой анализатор, при обучении глухих произношению используется полисенсорный подход, при котором привлекаются по мере возможности все анализаторы глухого.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Рассматривая выразительность речи, мы не можем не разобраться в том - а что же такое устная речь вообще. Говоря о речи, мы будем иметь в виду речевую деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский) речь рассматривается, как 3 совокупных акта: говорение, восприятие и понимани ...

Образование как социально-педагогическое явление
С точки зрения социально-педагогической, смысл образования заключается в изменении образов не только индивидов, но и социальных групп, которые также могут являться и чаще всего являются субъектами образования. Назовём систему в этом смысле слова социальным образованием. В социальном образовании име ...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru